ГРАМОТА КУРБСКОГО ЦАРЮ-ГОСУДАРЮ ИЗ ЛИТВЫ
Царю, богом препрославленному и среди православных
всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным
(пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь
и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку
запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей
и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.
Зачем, царь, сильных во Израиле истребил,
и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням
предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью
мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою
за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения
измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином
непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать
горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане
— соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их
в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши?
Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам,
несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь,
мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать
перед неподкупным судьей — надеждой христианской, богоначальным Иисусом,
который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не
помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения
их, как вещают слова: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском
одесную величайшего из высших, — судья между мной и тобой».
Какого только зла и каких гонений от тебя
не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов
и измен не возвел на меня! А всех причиненных тобой различных бед по порядку
не могу и исчислить, ибо множество их и горем еще объята душа моя. Но обо
всем вместе скажу: всего лишен был и из земли божьей тобою без вины изгнан.
И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью.
И кровь моя, которую я, словно воду, проливал за тебя, обличает тебя перед
богом моим. Бог читает в сердцах: я же в уме своем постоянно размышлял,
и совесть свою брал в свидетели, и искал, и в мыслях своих оглядывался
на себя самого, и не понял, и не нашел - в чем же я перед тобой согрешил.
Полки твои водил, и выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес,
одни лишь победы пресветлые с помощью ангела господня одерживал для твоей
же славы, и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив,
преславно одолевал на похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в
течение многих лет неустанно трудился в поте лица своего, так что мало
мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от отечества
своего находился, в самых дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался
и страдал от телесных мук, которым господь мой Иисус Христос свидетель;
особенно много ран получил от варваров в различных битвах, и все тело мое
покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.
Хотел перечислить по порядку все ратные подвиги
мои, которые совершил я во славу твою, но потому не называю их, что бог
их еще лучше ведает. Он ведь за все это воздаст, и не только за это, но
и за чашу воды студеной. И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь,
думаю, лица моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать
обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать
тебя перед безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь
херувимского владыки мать - надежду мою и заступницу, владычицу богородицу,
и всех святых, избранников божьих, и государя моего, князя Федора Ростиславича.
Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении
своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны
несправедливо, и не радуйся этому, словно легкой победой похваляясь: казненные
тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же
и несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая
тебя. Хотя и похваляешься ты постоянно в гордыне своей, в этой временной
и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие
казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе
со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками
твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют,
превзойдя в этом жрецов Крона. И обо всем этом здесь кончаю.
А письмецо это, слезами омоченное, во
гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего
Иисуса. Аминь.
Писано в городе Волмере, владении государя
моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен
во всех печалях моих милостью его государевой, а особенно с помощью божьей.
Знаю я из священного Писания, что дьяволом
послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец
Антихрист, и ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния
рожденного, который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь
христианскую, словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что
по делам своим он и есть Антихрист: не пристало тебе, царь, иметь таких
советчиков. В законе божьем в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин,
и незаконнорожденный до десятого колена в церковь божью не входят» и прочая.