оригинал
Происхождение Руси - новая концепция


Ещё в начале XIX в. выдающийся учёный М. Каченовский создал знаменитую скептическую школу российских историков, которая подвергала сомнению достоверность известий древнерусских летописей. Вследствие чего император Николай I был вынужден выдать секретное распоряжение, запрещающее критику Нестора-летописца из-за его святости. После царского указания скептическая школа была фактически разгромлена. Но уже в 1875 году академик А. Куник вынужден был признать, что при существующем состоянии исследований в спорах о норманнской проблеме было бы разумнее полностью отказаться от киевской летописи и изучать начальную историю государства на Руси исключительно на основе иностранных источников.

Недавно А. Новосельцев написал, что в истории Руси имет место "ненадёжность летописной хронологии практически до времён Владимира и даже отчасти первых лет его правления. На это неоднократно обращали внимание исследователи, однако, из-за ограниченности параллельных материалов серьёзных попыток исправить летописную хронологию, по сути дела, не было." Но дело не только в хронологии, но и в содержании самих летописей. Поэтому попытаемся воссоздать начальный период русской истории, основываясь на данных археологии, антропологии, лингвистики и на сведениях иностранных источников. Нельзя, конечно, полностью отбрасывать "Повесть временных лет", но она, на наш взгляд, начала складываться довольно поздно - в XIV веке, хотя Первая Новгородская летопись старшего извода содержит почти без изменений значительный кусок более древней киевской летописи. По нашему мнению, "Повесть временных лет" создавалась в Новгороде поэтапно: в середине XIV века неизвестный автор написал "Руский летописец", потом, в середине XV столетия, книжник-серб Пахомий Логофет - "Руский временник", далее в конце века гуманист-униат Дмитрий Траханиот - "Софиевский временник", а в конце XVI века уже в ВКЛ поэт-арианин Андрей Римша (берестеец по рождению) написал по заказу канцлера Льва Сапеги Радзивилловскую летопись. Более подробно об этом написано в моей большой статье, которая уже более года лежит в редакции известного исторического журнала. В пользу более позднего и новгородского происхождения "Повести временных лет" свидетельствует тот факт, что в ней не отражено такое важнейшее событие, как крещение Руси в середине IX века при константинопольских патриархах Фотии и Игнатии.

Вначале нам предстоит ответить на один весьма сложный вопрос: что такое "русь" и где находится Руская земля? Крупнейший российский историк и археолог В. Седов пишет: "Происхождение этнонима рось-русь остаётся невыясненным, однако, несомненно, что он не славянский. Все названия восточнославянских племён имеют славянские форматы: -ичи (кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи) или -ане, -яне (поляне, древляне, волыняне). Тюркским языкам не свойственно начальное "р", поэтому тюркское происхождение этнонима рось-русь невероятно (этноним русский в тюркских языках приобрёл форму орос-урус). Остаётся предложить иранское начало рассматриваемого племенного имени."

Однако, нельзя отбрасывать и кельтское начало. В византийской "Хронике" Амортала прямо говорится, что русь происходит от рода франков. Византийские хронисты Скилиця и Кедрин сообщают, что русы - кельтского происхождения. Кстати, название города Кобрин очень хорошо объясняется с помощью кельтского языка: слово "кобр" переводится как "укреплённый город, крепость". По-кельтски "рус" - озеро. Как мы увидим ниже, первые русы селились по берегам озёр - Ладожского, Чудского, Белого, Ильмень, таинственных Сарматского, Руского, Ивановского и т.д.

О первых русах мы с уверенностью можем только сказать, что это были жестокие пираты-купцы (по научному - дружинно-купеческая корпорация). Арабские источники IX-X веков много говорят о знаменитом Руском острове: "Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазарию и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян."

Учёные до сих пор спорят, где находится остров русов, располагая его то на Тамани, то на Балтике, то возле Ростова Великого и т.д. На наш взгляд, остров русов находился в районе верхнего и среднего течения Оки. Ещё средневековые географы писали о Белом озере, из которого вытекали Ока, Днепр и Дон. Вполне возможно, что посреди озера и находился остров. Так, Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат, путешественник и учёный XVI века, во время своего посещения Московии выяснил, что Дон-Танаис действительно вытекает из озера Ивановского. Хорошо подходит для острова русов болотистая Мещера. Там и сейчас протоки Оки образуют значительные острова. Другой вариант: реки Москва, Нара и Ока образуют почти замкнутое водное пространство. Отметим, что некоторые арабские источники говорят о Руском полуострове. То, что русы жили на Оке, подтверждает и арабский географ Худуд-ал-алам: "Есть ещё речка Рус, вытекающая из страны славян, которая течёт на Восток, пока не приходит в край русов. Потом она проходит по краям Уртаб, Салаб, Куйафа, которые являются городами русов и по краю кипчаков, потом поворачивается и впадает в речку Итиль." Итиль - это Волга, тогда почти очевидно, что рекой Рус является Ока. Похоже, что первый город с названием Киев (Куйафа) возник на Оке. Вскоре местная Русь под давлением хазар в конце IX - начале X века переместилась на Запад в верховья Оки и Десны, и в Среднее Поднепровье, перенося названия городов и рек. Украинский языковед А. Стрижак обнаружил удивительные совпадения названий рек и населённых пунктов Киевщины и Рязанщины.

Стоит обратить внимание и на Биармию - междуречье Вятки и Камы. Польско-литовский хронист Мацей Стрыйковский писал, что вятчане (вятичи) жили над рекой Волгой и Вяткой. Великий чешский славист Л. Нидерле тоже заинтересовался этим регионом: "Биармия, земля, известная своей торговлей и дорогими металлами (главным образом, серебром) и расположенная на территории, покрытой большой водной сетью, образуемой реками Вычегдой, Печорой, Камой и Вяткой с центром на Каме и её притоках. Здесь, уже начиная с эпохи бронзы, находился крупный центр, связанный в культурном отношении с центральной частью Восточной Европы, так и с Уралом и центральной Сибирью." Интересно, что в кладе на далёком балтийском острове Рюген нашли обломок пермского браслета "глазовского" типа. В Биармии обнаружено свыше ста кладов сасанидского серебра, которое попало туда не ранее IX века.

Купцы-русы скупали по дешёвым ценам в Прикаспии и Хорезме вышедшую из употребления с крушением Сасанидского (персидского) государства серебряную посуду. Не исключено, что в Биармии находилась одна из многочисленных колоний русов. Откуда они вывозили меха и цветные металлы на остров русов.

Арабские источники сообщают, что русы убивали любого чужестранца, пытавшегося проникнуть на их остров. Такими же жестокими пиратами и известными мореплавателями были жители острова Рюген, которых называли ругами или рутенами. Византийский император Константин Багрянородный знал Русь "ближнию" и "дальнию", а его современник Иосиппон помещал на берегу Океана "Руси и Саксини и Англиси". Целый ряд документов позволяет локализовать эту "Русь" именно на варяжском Поморье.

Чешский арабист Й. Хрбек отмечает, что жители Рюгена обозначены именем "Rusci" под 969 г. в Магдебургских анналах.

О "трёх группах Руси" много писали арабские путешественники и географы в Х веке. Й. Хрбек считает, что первая группа - "Куйяба" - это Киев, вторая - "Славия" - Новгород, а третью - "Артанию" - он отождествлял с Рюгеном, главным городом которого являлась Аркона. Его поддержал российский историк В. Вилинбахов. Но слово "Артания" легко объяснить с помощью кельтского языка: "ар" переводится как "на", а "Тан" - широкоизвестное название реки Дон. Следовательно, Артания - это объединение вятичей и северян, которое охватывало и верховья Дона. Л. Нидерле также считал, что Артания - это объединение славян на Оке и отмечал: "О том, что на Оке до Х века образовался сильный центр в Рязани, я сужу на основании известий современных арабских источников о славянском городе Arsa, Arsania, в котором я теперь усматриваю Рязань[...] Масуди упоминает, что берега Дона издавна заселены многочисленными славянскими народами, а одновременно с ним Ибн-Фадлан в 922 году указывает, что они обитают не только там, но и за Доном." Академик Г. Литаврин в своей последней книге "Византия, Болгария, Древняя Русь" отмечает, что ранние клады арабских монет концентрируются в Левобережье Среднего Днепра (территория северян) и по Оке (вятичи). "Видимо, здесь, особенно на Оке, - магистрали, соединившей Дон и бассейн Чёрного и Каспийского морей с Верхним Поволжьем и Скандинавией - сосредотачиваются ранние экономические и политические интересы руси, Хазарии и славян." Отметим, что в Рязанской области найдена четверть всех арабских дирхемов, обнаруженных на просторах СНГ. В. Седов пишет: "Племена волынцевской и развившейся из неё роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию - лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Они стали основой будущих южно-великорусов. Славяне этой племенной группы, как можно судить по "Баварской хронике" IX века, назывались русами и были достаточно хорошо известны в Баварии и это были не скандинавы. В 30-х гг. IX века русы, в противовес Хазарскому каганату, создали своё раннегосударственное образование - Русский каганат. Хазария, для укрепления своих рубежей, вынуждена была пригласить инженеров из Византии, которые на славяно-хазарском пограничье выстроили семь каменных крепостей и ещё несколько пунктов дополнительно укрепили каменными фортификациями. Византийские источники рассказывают о военных походах русов на византийские города."

Центром Руского (Рязанского) каганата был, наверное, Переслав Руский (Рязанский). Попытаемся объяснить название этого города. В скандинавской "Саге об Инглингах" читаем: "Землю в Азии к востоку от реки Танакевиль [Дон. - А.И.] называли Асгард. В Асгарде жил хёвдинг (правитель) по имени Один [...] Один был великий воин и много странствовал по свету. Он покорил многие страны. Один был так удачлив в бою, что он из всякой битвы выходил победителем. И так получилось, что люди стали верить, будто в его власти одержать победу в любой битве [...]" Здесь уместно высказать гипотезу, что славян вывел из прародины - Подонья-Поочья легендарный князь Слав, который, как и Один, был обожествлён. Тогда становится понятен смысл слов "славить", "слава", "славяне" и т.д. Находят объяснения и титульные прозвания, которые при жизни получали славянские князья: Изяслав - благородный князь, Ярослав - солнечный (богоподобный) князь, Святослав - святой (благочестивый) князь, Мстислав - грозный князь, Судислав - судимый князь и т.д. Тогда, по нашей версии, "Переслав" означает главный князь. Следовательно, Переслав Рязанский - резиденция великого князя и первая столица Руси.

Российский историк В. Петрухин в книге "Начало этнокультурной истори Руси IX-XI веков" пишет: "В 60-е годы IX века наблюдается определённая активизация восточной торговли - усиливается приток восточного серебра в Восточную Европу и Скандинавию [...]" Вспомним, что это время наивысшего расцвета первого руского государства со столицей в Переславе: поход на Константинополь, первое крещение Руси и т.д. Никоновская летопись сообщает, что в 865 году князь Аскольд захватывает Полоцк.

Византия, конечно, не могла спокойно смотреть на рост могущества Руси. Когда норман (?) Рюрик захватил Новгород, то не случайно он овладевает и Ладогой, Изборском, Белым озером, Полоцком, Ростовом - этим он контролирует торговые пути русов в Балтику. Американский нумизмат Т. Нунан показал, что в последней четверти IX века приток монет в Восточную Европу резко сокращается, наступает первый кризис в поступлении восточного серебра. Тогда же, по-видимому, хазары перерезают русам торговые пути по Волге и Дону в Багдад. Возможно, что это была совместная антируская акция, спланированная Византией.

Тогда руский князь Аскольд вынужден был захватить небольшую крепость Самватас на Днепре, назвав её Киевом в честь милой сердцу Куйафы. В Киев, лежащий вдали от Хазарии и на новых торговых путях, переносится столица Руси-Артании, а Переслав Руский остаётся религиозным центром. Отметим, что в Киеве первые клады серебряных дирхемов появляются лишь в начале Х века. Как раз в то время поток монетного серебра в Восточную Европу возобновляется, но не через Хазарию, а в обход каганата - через Волжскую Болгарию, Биармию и державу Саманидов. В кладах Х столетия преобладают монеты арабо-персидского государства Саманидов - могущественной тогда державы со столицей в Бухаре.

Русы вынуждены прокладывать новые торговые пути: Припять-Ясельда-Щара-Неман-Балтика; Припять-Ясельда-Лесная(Нарев)-Буг-Висла. Данные археологии свидетельствуют, что Припятско-Бугский торговый путь стал функционировать с конца IX века. В результате этого поток восточных монет возобновляется в начале Х века. Купцы-русы по последнему пути непосредственно выходят в Западную Европу: Краков и Прагу. Так, арабский путешественник Ибрагим Ибн Якуб, побывавший в 70-е годы Х века в Праге писал, что туда через Краков прибывают со своими товарами русы и славяне.

Таким образом, Полесье и Подляшье представляли собой в то время перекрёсток торговых путей (тут проходил ещё один важный путь Висла-Буг-Днестр-Чёрное море). Это было действительно место тысячи дорог - Тмутаракань. Слово "тьма", как известно, означает "тысяча". В современных пермских говорах сохранилось даже слово "торок", означающее "дорога". В украинском языке "торувати" означает "идти", да и в русском литературном языке до сих пор используются выражения "торная дорога", "проторенный путь". В Дрогичинском районе Брестской области есть село Торокань. Монахи-базилиане, видимо, чувствовали неординарность здешних мест, сделав Тороканский базилианский монастырь резиденцией генерала своего ордена. Интересно то, что этот район является центром тороканского говора, в котором ярко выражено "аканье" и некоторые другие черты русского языка. О славном торговом прошлом Подляшья напоминает и название старинного города Дрогичин. Как известно, тмутараканский князь Давид Игоревич был тесно и надолго связан с Берестейщиной. Да и из предложенной выше статьи Ю. Гаврилюка видно, что и другие тмутараканские князья не были чужими в нашем крае. У нас почти не остаётся сомнений, что Тмутаракань - это Подляшье и Западное Полесье.

Вернёмся, однако, к уже поднятой проблеме "трёх групп Руси". В одном из поздних вариантов этого сюжета читаем: "Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живёт в городе Куйабы. Другая группа их называется ас-Славийа и царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и [расположен] на укреплённой горе между Славой и Куйабой. От Куйабы до Арсы 4 перехода и от Арсы до Славии 4 дня" Все учёные сходятся во мнении, что город Слав - это Новгород. Но он возник значительно позднее и расположен на плоском острове, а не на горе. Такой авторитетный исследователь как Й. Хрбек считает, что среди трёх групп Руси обязательно должен быть Рюген. Отметим, что многие средневековые хронисты часто называли Рюген Славонией или Славией. Аркона - название главного города острова - переводится с кельтского языка буквально как "на горе". На наш взгляд, Славия в этом арабском источнике - это остров Рюген и прилегающее к нему побережье Балтийского моря.

Ни у кого не вызывает сомнений, что Куйаба - это Киев - столица Руси - Артании, охватывающей тогда верховья Дона, Оки, Десны и Днепра. Самая сложная задача - определить месторасположение Арсании. Если попробовать перевести с кельтского языка слово "Арсания", то получим "на Сане". Действительно, верховья Сана, Западного Буга и Днестра лежат на кратчайшем торговом пути из Чёрного моря в Балтийское. Если продолжить этот путь на север, то выйдем к Полесью и Подляшью. На наш взгляд, это и есть часть Арсании - Червонной Руси. Ещё сложнее определить месторасположение города Арса. Более всего на эту роль подходят как будто города Галич, Перемышль, Владимир Волынский и Берестье, а больше других - древний Галич (основанный, по-видимому, кельтами-галлами), расположенный в гористой местности, но в стороне от пути Рюген-Киев. Как раз на середине пути из Рюгена в Киев находится Берестье, но оно располагалось тогда на плоском острове.

На наш взгляд, представляет интерес следующий вариант: древнерусский город Здитов, оставшееся от которого городище расположено на достаточно высоком холме. Известный специалист в области топонимистики Беларуси профессор В. Жучкевич не может сказать ничего конкретного о происхождении названия "Здитов": "Название по основе и формату патронимические, вероятно, ятвяжского происхождения." Попробуем дать свою версию, опираясь на украинский язык, с помощью которого выражение "з дідов" можно перевести как "от дедов", "древний". Если учесть, что Здитов упоминается в летописях уже с XIII века, то его название, по нашей версии, указывает на более древнее происхождение города, который, возможно, был в своё время центром Полесья.

Есть ещё несколько версий местонахождения города Арса: теперешнее село Горск в Берёзовском районе. Тысячу лет тому назад оно могло находиться на берегу Сарматского озера. Белорусскому и украинскому языкам присуще появление звонкого "г" перед гласными. Особенно это присуще западнополесским говорам: осень - госінь, озеро - гозеро, овес - говес и т.д. Если же Славией считать Новгородский край, то очень вероятно, что Арса - это Орша. Созвучное название, и лежит Орша на полпути из Киева в Новгород. Заметим, что ирландское Orc или Torc переводится как "верховный вепрь". У кельтов вепрь олицетворял духовную власть и являлся символом касты жрецов-друидов. Российский историк В. Кулаков пишет: "На Янтарный берег [Калининградская обл. - А.И.] пришельцы [кельты-эстии. - А.И.] принесли кельтские традиции почитания Матери богов (у кельтов Ирландии известной под именем богини Дону) и связанного с потусторонним миром мифического образа кабана." Похоже, Арса была духовным центром Руси.

На древнеирландском языке слово Art означает "медведь". У кельтов медведь уже олицетворял светскую власть. Возможно, не случайно на гербе города Ярославль, основанного Ярославом Мудрым, изображен медведь. Пермская земля (в Биармии), а также город Перемышль в Галиции имели в качестве герба стоящего на четырёх лапах медведя. Вообще, изучение истории и культуры древних кельтов может принести много сенсационных открытий. Оставим без комментариев то, что одна из кельтских богинь называется Nemain, а другая - Don. Приведём ещё одну гипотезу происхождения слова "Артания". По-литовски "пахать" - arti, ariu. Тогда "Артания" можно перевести как страна ариев. Возможно, Артания - прародина не только славян, но и ариев.

Вернёмся, однако, к началу возникновения Руси. В конце VIII в. в курганах в верховьях Дона и Оки впервые появляются изделия из солнечного камня - янтаря. Будем считать, что это время появления здесь ругов - бесстрашных купцов-мореплавателей, которые были, по нашему мнению, славянизированными кельтами с острова Рюген. Возможно, их предводителем являлся легендарный Кий. Тут постепенно складывается славяно-кельтско-аланское государство. Артания-Русь или Албанская Русь (алан часто называли албанами), правитель которой, соперничая с могущественным соседом - Хазарией, принимает титул кагана. Среди последующих каганов видим Дира, имя которого переводится с кельтского как "знатный", "сильный".

Но эпоха расцвета Албанской (Белой) Руси - время правления кагана Аскольда. Историк А. Кузьмин уверен, что с помощью кельтского языка можно будет объяснить и смысл имени Аскольд. Вообще, кельтские корни русов видны во многих обычаях последних: поклонение дубу и вепрю, петушиные жертвоприношения и т.д. Да и знаменитая руская кольчуга родилась не на Востоке, как принято считать, а создана кельтами. Даже на Русском Севере находят предметы с кельтскими надписями. Так, в 1998 г. под Вологдой найден перстень с друидскими рунами.

Однако иранское влияние на русов подавляло даже кельтское начало. Элита Албанской Руси, видимо, широко восприняла высокую иранскую культуру. В ювелирных украшениях русов явно видны иранские (аланские) черты. Украинский историк М. Брайчевский убедительно показал, что так называемые руские названия днепровских порогов у Константина Багрянородного легко объяснить с помощью персидского языка. Так, загадочные рязанские надписи (Алекановские и др.), прочитаны недавно как алано-руские. Вероятно, для славянского языка в Албанской Руси используется персидско-тюркское письмо.

От алан сюда проникает христианство несторианского толка, отрицавшее божественную природу Иисуса Христа. Тогда становится понятным место в "Повести временных лет" о том, что Иисус Христос только подобен Богу-Отцу, которое сейчас пытаются объяснить влиянием арианства. Около 1145 года Матвей Краковский в ответе "отцу крестоносцев" Бернарду Клервоскому отмечал, что рутены "Христа лишь по имени признают, а по сути в глубине души отрицают". "Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но, отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет." Пережитки несторианства сохраняются в русском христианстве до сих пор: старообрядцы крестятся двумя перстами (а не тремя), "аллилуйя" повторяют два раза и т.д. Процесс христианизации Албанской Руси был сложным. Историк Л. Гумилёв писал, что на Русь проникали из Болгарии под видом православных священников богомилы. О значительном влиянии в то время богомильства свидетельствует то, что на Руси бытовало много апокрифов, проникнутых дуалистическими идеями. М. Аджиев пишет о значительном влиянии на русское православие тенгрианства (религии тюрков-половцев) с культом "человека-солнца" - Тенгри. Возможно, исследователь это влияние преувеличивает, но отрицать его нельзя. Поэтому в середине XVII века церковь в Московии трудно было называть православной.Отсюда вытекает, что реформы патриарха Никона были неизбежны.

Историков церкви ставит в тупик наличие среди первых руских митрополитов непонятных переславских. А дело всё в том, что первые митрополиты имели резиденцию не в Киеве, а в Переславе Руском. В Албанской Руси ещё долго существовало двуверие. Этим, а также влиянием богомильства и тенгрианства можно объяснить отсутствие ярковыраженных христианских погребений на территории Албанской Руси в IX-X вв.

В то же время в Арсании (Волынь, Полесье) духовная жизнь развивается в другом направлении. Ученики Кирилла и Мефодия создают в Перемышле, который входил тогда в состав Великой Моравии, епархию. Уже в Х веке на Волыни широко и повсеместно был распространён обряд труположения с телами, обращёнными головой на запад, который имел аналоги в Моравии. Большинство учёных, основываясь на официальной дате крещения Руси в 988 году, отрицают христианский характер этих погребений. Однако, на наш взгляд, ученики солунских братьев распространили из Моравии на Волынь, Галицию, Полесье и Подляшье славянский обряд, использующий при этом, созданную, возможно, св. Кириллом глаголицу.

В православном календаре "Добрий сіяч" (1929 г.) помещён список первых волынских епископов. Удивительно, но среди них находим "епископ Кодриус". Да это же явно латинское имя! Украинский историк церкви Н. Чубатый писал: "Обі західно-українські єпархії - Володимир на Волині і Турів стояли ще під впливом прокатолицького кирило-методиївського християнства, яке у межах Руської Держави мало свій живий церковний осередок в Перемишлі." Действительно, раскопки, проведённые в городе на Сане, подтверждают существование в нём христианских храмов, по крайней мере, с первой половины Х века.

Дальнейшая история Руси - это история борьбы славянской (прокатолической) и руской (проправославно-несторианской) идей. Даже в "Руской правде", созданной в начале XI века в Новгороде, мы видим противостояние славянина и русина. К слову, сама "Руская правда" создана по образцу многочисленных западных сборников юридических актов: "Правда англов и веранов", "Саксонская правда", "Вестготская правда", "Алеманская правда", "Баварская правда", "Правда бургундов" и др. Думаем, что "Руская правда" вначале называлась "Словенской правдой".

Чтобы понять суть руской идеи, необходимо обратиться к такому удивительному культурному явлению, как "золотой век" болгарской литературы на переломе IX и X веков. Многие учёные удивляются этому феномену. Так, игумен И. Экономцев пишет: "Богословие, философия, логика, аскетика, патристика, всеобщая история, география, астрономия, биология, лингвистика, церковная поэзия - вот области науки и культуры, которые возникли одновременно в короткий исторический момент в Болгарии [...] Масштабность этой деятельности и поразительная быстрота, с которой они осуществлялись, порою приводит исследователей в недоумение - они буквально отказываются верить своим глазам." Православному деятелю вторит академик А. Панченко: "Древнейшим литературам Болгарии и Руси присуща одна общая и чрезвычайно характерная черта. Это поразительная краткость периода литературного ученичества. Митрополит Иларион написал своё замечательное "Слово о законе и благодати" спустя лишь полвека после крещения Руси [...] Поистине, это чудо - совершить скачок из материального небытия в "золотой век" словесности". Откуда это руско-болгарское чудо? У неглупых поляков и чехов процесс становления национальных литератур затянулся на столетия. Если учесть, что практически все памятники болгарской литературы "золотого века" были найдены на территории России и, в основном, одним человеком - знаменитым археографом К. Калайдовичем, то возникают естественные вопросы: когда и где произошло это культурное чудо? Российский историк Ф. Гримберг пишет: "...нет никаких объективных доказательств того, что открытые Калайдовичем произведения были действительно созданы в Болгарии и именно в Х веке."

В 864-865 годах при царе Борисе Болгария принимает христианство. Но уже в 894 году славянский язык был признан в Болгарии языком церкви. Подумаем, могло ли это случиться под самым носом Константинополя, учитывая консерватизм православной церкви? Могли бы греческие священники за такой короткий срок перейти на далёкий славянский язык? Даже, если умозрительно представить, что священники хотели этого, то насколько реально было бы осуществить такую колоссальную переподготовку кадров? Если бы болгарский царь Борис осуществил такую "культурную революцию", то в 909 году константинопольская патриархия объявила бы его святым? В XVIII веке, когда она была слабой служанкой Османской империи, в духовной жизни Болгарии, имевшей такую "славную" литературу, почему-то безраздельно господствовал греческий язык.

Выскажем фантастическую, на первый взгляд, гипотезу: ученики св. Мефодия бегут из Моравии в Переслав, но не болгарский, а руский. Тут, где христианство делает первые, робкие шаги, и за тысячи километров от Константинополя, легче было вводить славянский обряд. Здесь, в противовес славянам с их глаголицей, в конце IX века ученики солунских братьев создают, по-видимому, кириллицу, добавляя к греческим буквам ещё и древнееврейские. Похоже, что кириллица создавалась вдали от Константинополя, поскольку, как писал знаменитый языковед И. Срезневский, положенное в её основу греческое унциальное письмо ещё в начале IX века вышло из употребления и было заменено в Византии так называемым полууставом.

Возможно, им помогли ирландские (кельтские) миссионеры, работавшие среди братьев-русов. Белорусский исследователь А. Жлутко пишет: "Як вядома, ірландскія місіянеры імкнуліся прапаведаваць на роднай мове сваёй паствы. Апрача таго, яны мелі схільнасць да складання альфабэтаў, выкарыстання крыптаграфіі і містычнага ўжывання літараў. Звычайна, выпраўляючыся на місіі, яны мелі пры сабе да 200 гатовых альфабэтаў." Вообще необходимо глубоко изучить деятельность ирландской церкви по христианизации славян. Распространением славянского обряда в Паннонии, Моравии, Хорватии и Польше в основном занимались монахи-бенедиктинцы, а их покровитель Бенедикт - знаменитый ирландский святой. Другому ирландскому святому - Виргилию - приписывают создание глаголицы.

Выскажем гипотезу, что руским каганом после Аскольда был Борис, которого историки соединили в одно лицо с его тёзкой - болгарским царём. Русов часто путали с их соседями - волжскими болгарами. Да и вопрос о происхождении дунайских болгар ещё не решён. Академик Н. Державин писал, ссылаясь на болгарских языковедов, что болгарский язык наиболее близок диалекту Муромского уезда (Рязано-Муромская земля). Это, вероятно, означает, что предки болгар - славянизированные тюрки - жили где-то рядом.

Однако, самой загадочной фигурой русской истории является каган Олег. Одни историки считают, что было два кагана с таким именем, другие - что он вообще не существовал. Даже "Повесть временных лет" и Первая Новгородская летопись дают о Вещем Олеге различные сведения. Похоже, что каган Олег не был норманном. Так, А. Кузьмин пишет: "Примечательно и имя "Олег". Ближайшей параллелью ему будет иранское "Халег" (имя собственное и титул, означающий "старший", "великий") [...] Иными словами, имя как бы отражает историю ирано-тюрко-славянских контактов." В Кембриджском (еврейско-хазарском) документе Х века (как раз время правления Вещего Олега) встречаем имя загадочного правителя русов Хлгу. В. Петрухин пишет: "Деятельность этого правителя ("мэлэк") относилась к царствованию Романа I Лакапина (920-944 гг.), - он и спровоцировал нападение руси на хазарские города в Северном Причерноморье. Но Хлгу был разбит окончательно, бежал за море (в Персию?) с остатками войска и там погиб."

А. Кузьмин считает, что Халег (Олег) не был связан с Рюриком: "Олег и Игорь соединены с Рюриком явно искусственно и довольно поздно (не ранее конца XI столетия) [...] В позднейших богемских генеалогиях Игорь предстаёт племянником Олега и двоюродным братом сына Олега - тоже Олега (в крещении Александра). Изгнанный братом, он бежал в Моравию, где отличился в борьбе с венграми и был избран королём. Он помирился с Игорем и пытался создать союз трёх славянских держав - Моравии, Руси и Польши. Но из-за гибели Игоря союз не состоялся. Потерпев поражение от венгров, Олег вернулся на Русь, где и умер в 60-е годы."

Не будем останавливаться на жизни и деятельности княгини Ольги и её сына Святослава, о которых много написано. Отметим только, что российский писатель А. Бушков не без оснований выдвигает гипотезу о том, что Святослав Игоревич был христианином и пал жертвой заговора как раз антихристианских сил. Практически не вызывает сомнений христианство и западничество его наследника Ярополка. Так, в "Анналах" Ламперта Херефельдского сообщается, что на Пасху 973 г. на немецком имперском съезде в Кведлинбурге присутствовало руское посольство.

Теперь остановимся на такой яркой личности как Владимир Креститель. Есть у нас сомнения, что он был сыном кагана Святослава Игоревича. Вероятно, правитель словенского Новгорода был, в отличие от Святослава, норманом и потомком Рюрика. Скандинавским сагам неизвестны правители Руси до Вольдемара (Владимира). Российский историк Е.Мельникова пишет: "Походы на Каспий Х в., торговля в Булгаре с арабскими купцами, о чём мы знаем из арабских источников, бурные события второй половины IX в. в ладожско-ильменском регионе, о которых мы узнаём из "Повести временных лет", не находят [...] прямого отражения ни в сагах, ни в других письменных памятниках Севера."

Все данные археологии, антропологии и лингвистики свидетельствуют о том, что новгородские словены и кривичи пришли или приплыли из междуречья Вислы и Эльбы. Это подтверждает и то, что в польском и русском языках имеется огромное число общих слов, которых нет ни в белорусском языке, ни в украинском.Не случайно новгородцы называли себя словенами. Славянская идея здесь всегда жила. Поэтому в средние века на берегах Ильменя и Волхова всё ж таки развивалась западная культура, хотя и не без влияния византийской. Новгород и Киев - это всё же два разных мира. Они отличались не только языками, но и социально-политическими системами: в Новгороде - феодально-боярская власть, которая доминирует над княжеской, а в Киеве - превосходство княжеской власти. Новгородская гривна ориентирована на "фунт Карла Великого", а киевская гривна - на римский солид. Академик В. Янин отмечает: "В Древней Руси реально существовало два центра развития государственности."

Выдающийся украинский славист и ориенталист О. Прицак нетрадиционно смотрит на князя-крестителя: "Будучи новгородським князем (до 980 р.), Володимир цікавився щонайперше підтриманням добрих торговельних зв'язків з мусульманським купецтвом Волзької Булгарії, яка, у свою чергу, економічно була провінцією ісламського Хорезму, а культурно - колонією центральноазіатського, тюркського ісламу. Достовірне арабське джерело (аль-Марвази, приблизно 1120 р.) повідомляє, що Володимир сам прийняв іслам (під час новгородського правління). Якби він залишився у Новгороді, то напевне запровадив би там тюрську версію ісламу і таким чином північна частина східних словян стюркізувалася б, як це сталося з волзькими болгарами." Персидский писатель XIII в. Мухаммад Ауфи и турецкий историк XV в. Шукрулла ибн Шихаб также утверждали, что в то время русы-христиане (!) приняли ислам. На это косвенно указывает и многожёнство Владимира Святославича. Как бы в подтверждение этой гипотезы в Киеве на Подоле нашли литейную формочку с арабской куфической надписью, относящуюся как раз к концу Х века. Найденная формочка не похожа на привозную вещь. Археологи нашли в Киеве также кости верблюда. Православный богослов И. Экономцев также пишет об исламской угрозе, нависшей над Русью в Х веке. Поэтому Владимир, захватив Киев, жестоко преследует христиан и язычников, пытаясь безуспешно навязать ислам. Отсюда, наверное, и рассказ в "Повести временных лет" об установке им в Киеве новых идолов. Поскольку экономические и политические интересы и Новгорода, и Киева были больше на Западе, то Владимир вынужден был принять христианство. Причём, крестился великий князь, вероятнее всего, по славянскому обряду, а не по рускому. Так, описывая крещение киевлян, Мацей Стрыйковский говорил, что их окропляли водой, а не окунали в неё.

Имеется множество фактов, что крестили посланцы Рима.

Римский папа Иоанн XV подарил князю Владимиру святую реликвию - голову третьего Римского папы св. Климента, подаренную, в свою очередь, Андриану II (867 г.) святыми Кириллом и Мефодием.

А. Жлутко пишет: "Магчыма апошнім сімвалічным актам [подарок головы св. Климента. - А.И.] была падкрэсленая пераемнасць між славянскім абрадам Вялікай Маравіі і хрысціянствам Кіеўскай дзяржавы."

Церковные кодексы, приписываемые св. Владимиру и известные под именем "Номоканона", по исследованию К. Фритцлера, оказываются сводом статей германского законодательства; византийское название присвоено им, надо полагать, в позднейшие века. Церковь на Руси до 1274 года, подобно римской, не признавала фотиевских соборов (861, 867 и 879 гг.) и Трульский собор (692 г.) не считала вселенским. Многие слова, связанные с христианским культом пришли с Запада: "церковь", "крестить" и т.д. Даже русский патриот, академик О. Трубачёв, вынужден признать: "Знакомство с христианством дошло до Руси с Запада, но крещение пришло на Русь с Юга."

А. Бушков приводит совершенно убийственные факты: "Наличие в нашем Священном Писании Третьей Книги Ездры, которая присутствует лишь в Вульгате (Библии на латыни) - но не в греческом и еврейском вариантах Писания. Это доказывает: первые переводы Библии на старославянский язык были сделаны именно с Вульгаты, то есть с Библии римского канона. Да и календарь - основа богослужения - на Руси был принят не византийский, а как раз латинский. Названия месяцев латинские, а не ромейские, и началом года считался не сентябрь, как у греков, а март - как на Западе...

Интересно, есть ли западноевропейские источники, подтверждающие сию еретическую гипотезу?

Представьте себе, есть. Вот что сообщает хроника францисканского монаха Адемара (XII век): "У императора Оттона III были два достопочтеннейших епископа: святой Адальберт и святой Брун. Брун смиренно отходит в провинцию Венгрию. Он обратил к вере провинцию Венгрию и другую, которая называется Russia. Когда он простёрся до печенегов и начал проповедовать им Христа, то пострадал от них, как пострадал и святой Адальберт. Тело его русский народ выкупил за дорогую цену. И построили в Руссии монастырь его имени. Спустя же немного времени пришёл в Руссию какой-то епископ греческий и заставил их принять обычай греческий.""

Отметим, что православная церковь канонизировала великого князя Владимира очень поздно.

После смерти Владимира разгорается яростная борьба между славянской и руской идеями. Приверженец славянской идеи Ярослав Мудрый по "Эймундовой саге" убивает вождя руской партии, ростовского князя Бориса. Есть сведения, что Ярослав в 1021 г. просил у папы Бенедикта VIII архиепископа, и папа прислал болгарина Алексея. Это, наверно, вызвало недовольство руской партии, во главе которой встал князь Мстислав. Английские источники "Законы Эдуарда Исповедника" сообщают, что Эдуард и Эдмунд - сыновья умершего короля Эдмунда Железнобокого - прибыли к рускому королю Малесклоду (Мстиславу?). Не оценена по-настоящему деятельность князя Мстислава Владимировича. При нём заканчивается формирование нового народа - славянорусов, в культуре которых усиливается влияние мусульманского Востока. Например, вначале воины-русы использовали конический шлем с наносником, возникший у германцев, вероятнее всего у готов. Однако, наряду с этими шлемами на Руси уже в XI веке появились шлемы непосредственно восточной формы - продолговатые, заканчивающиеся вверху острым шпилем, украшенные иногда пером или флажком; с XII века эта форма стала на Руси господствующей.

Интересно, что в это время почти не было влияния византийской культуры. Белорусская исследовательница Л. Левшун пишет: "...современная Древней Руси (XI-XII вв.) неуставная византийская книжность была почти совсем неизвестна русичам. Ни один из заметных византийских авторов эпохи византийского Ренессанса (так называют этот период исследователи) на Руси не был переведён, даже самый выдающийся из них - Михаил Пселл (1018-1078), богослов, философ, историк, филолог, оратор и поэт. Русь не заимствовала византийских стихотворных жанров. Стихотворные произведения переводились прозой и переосмыслялись в жанровом отношении. Не составлялись на Руси придворные хроники, не писались философские произведения (до XIV века философия на Руси вообще была не в чести)". Видимо, славянорусы берегли свою несторианскую культуру, изолируясь от современной им византийской культуры. Не является случайностью и то, что крупнейший славяноруский писатель носил имя Нестор. Л. Гумилёв считал, что при князе Олеге Святославиче на Черниговской земле расцвело несторианство. По всей видимости, руские князья приглашали греческих митрополитов для узаконения и освящения своей власти. Сами митрополиты большой власти не имели даже в культурной сфере. Хотя попытки внедрения греческой культуры они делали. Свидетельством этого, наверное, может служить азбука, обнаруженная С. Высоцким на стенах Софии Киевской, в которой отсутствует 10 славянских букв, а имеется несколько букв греческих. Эта находка может свидетельствовать и о том, что кириллица могла создаваться путём постепенной славянизации греческого алфавита.

Славянорусы сформировались, вероятно, на основе вятичей, радимичей, частично северян и дреговичей. На наш взгляд, им отвечают курганные труположения, обращённые головой к востоку. Если взглянуть на карту этих курганных труположений, составленную В. Седовым, то видно, что ядро Руской земли - верховья Оки и Десны, междуречья Днепра, Сожа и Березины (тогдашняя Черниговская земля). Славист Е. Карский писал в своём главном труде "Белорусы": "По труположению их [радимичей и вятичей. - А.И.] курганы сходны с теми, которые исследованы к западу от дреговичей - по течению р. Буга в окрестностях Дрогичина Гродненской и в Люблинской, а также Седлецкой губерниях." Напомним, что Мстислав Владимирович - черниговский князь, а ранее - тмутараканский. На карте В. Седова видны и колонии славянорусов на важнейших торговых путях: возле Киева, Новогрудка и Полоцка, на Подляшье и Западном Полесье, на Чудском озере и Верхней Волге, в Биармии и т.д. Это подтверждают и данные антропологии: в эпоху средневековья мезокренный среднелицый тип распространён на Верхней Оке, на Западном Буге, возле Переславль-Залесского, Полоцка, Чернигова, Новогрудка. Но самое интересное, что этот тип наиболее распространён среди полабских славян. Отметим, что А. Стрижак обнаружил схожесть топонимики Рязанщины и Полабщины. Славянорусы внесли свой, но не решающий, вклад в этногенез белорусов, украинцев и русских.

В это же время в верховьях Дона (Донская Русь) формируется другой славянский народ - русы-тюрки, или, по этнографу Д. Зеленину, южнорусский народ (акающий диалект). Впоследствие на основе южнорусов и северорусов (новгородцев) сформировался русский этнос.

Если вернуться к истории взаимоотношений Ярослава Мудрого и Мстислава Черниговского (Руского), то ещё Н. Чубатый заметил, что смерть Мстислава в 1036 году вызвала введение Ярославом на подвластных ему территориях руской церкви: в Киеве впервые появляется руский митрополит (тот греческий епископ из хроники Адемара), строится каменный Софийский собор, как символ духовного подчинения Константинополю и т.д. Это, видимо, было главным условием присоединения князей Албанской (Черниговской) Руси к державе Ярослава. Но, вскоре, укрепив государство, Ярослав Мудрый, избранием митрополита-русина Илариона, делает попытку вернуться к славянскому обряду и к церковной независимости от Константинополя. А. Кузьмин обосновал, что Десятинная церковь в Киеве была оплотом кирилло-мефодиевской традиции в противоположность Софиевской митрополии - оплота грекофильской политики.

Последующие 100 лет с переменным успехом идёт непрерывная борьба между "славянами" и "русами". Чем можно объяснить, что так мало правивший и неприметный великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, получил прозвище "Великий" и канонизирован православной церковью ранее равноапостольных Ольги и Владимира? Только тем, что в отличие от своего сына Изяслава, был яростным защитником руской церкви. Тогда становится понятным, почему Мстислав Великий не убил пленных полоцких князей. Он выслал их в Константинополь, чтобы там их перевоспитали в православно-руском духе. За что суздальского князя Андрея Юрьевича прозвали Боголюбским и сделали святым? За то, что в 1169 году разрушил киевские храмы? Если эти храмы были славянские, а не руские, то князь Андрей всё это вполне заслужил. В заслугу ему православная церковь может поставить и то, что руская идея почти на 50 лет стала господствующей.

Но, когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и там появился униатский патриарх, то унийные процессы начались и на Руси. В 1225 году руские князья после поражения на р. Калке просили папского легата об унии. Это было началом так называемой Суздальской унии, а затем происходят вообще удивительные события.

Но вначале следует поговорить о загадочном государстве "Русь-Тюрк". Арабский географ Идриси (XII век) упоминает "Русь-Тюрк" где-то поблизости Дона и такое представление будет держаться в литературной традиции восточных авторов. Занимаясь написанием этих строк, услышал по радио: знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заявил в городе Азов, что прародина скандинавов (викингов) находится на Нижнем Дону, откуда их вытеснила римская армия. Это подтверждает упомянутое нами сказание о боге Одине (стоит подумать о связи бога Одина и числа "один" в русском языке). Многие кельтские племена считают Дон тоже своей прародиной. На наш взгляд, верховья Дона и Оки являются прародиной и славян. Известный русский языковед О. Трубачёв пишет: "А тем мысль Шахматова о локализации восточнорусского наречия на Дону и Донце и там же - такой главной его особенности, как аканье, вновь и вновь привлекает нас своим, похоже, неслучайным совпадением с наиболее срединным явлением ареала аканья, вновь и вновь неся с собой мысль, что где-то здесь ещё может быть нащупан древний центр общерусского и общевосточнославянского языкового ареала [...] Феномен архаичной славянорусской гидронимии на Дону, в верхних двух третях его течения, как бы на подступах к Приазовью, бросается в глаза даже при первом взгляде, как впрочем и его самобытность (отсутствие даже апеллативных баз) и оторванность от основного общерусского материка. Как складывается этот донской феномен, где лежат его истоки?"

Действительно, Дон - священная для славян река. Но, если судить по фольклору, то Дунай стал главной рекой в народной культуре славян. Здесь противоречия нет, поскольку, на наш взгляд, "Дунай" - это западнославянская транскрипция слова "Дон". Да и другие важнейшие славянские реки не избежали подобного: Днепр раньше назывался Донепр, а Днестр - Донестр. В памяти славянских народов, в их фольклоре Дунай (Дон) представал как центр мира. Следовательно, по сути нет противоречий между дунайской и сарматской теориями происхождения славян: это просто две стороны одной медали - донской теории происхождения славян.

Вернёмся, однако, к "Руси-Тюрк", которая, наверное, не вошла в империю Ярослава Мудрого и развивалась как самостоятельное руско-тюркское государство. Так, О. Трубачёв отмечает, что только у русских слово "крестьяне" происходит от слова "христиане". Это могло произойти только в государстве "Русь-Тюрк", где земледельцы были христианами, а скотоводы - мусульманами и язычниками. Венгерский монах-доминиканец Юлиан, совершивший во время похода Батыя путешествие по Восточной Европе, писал: "Третья часть [татар. - А.И.] остановилась против Дона близко замка Воронеж, также княжества русских..." Монах не говорил, что татары разгромили Воронеж, который, возможно, был столицей "Руси-Тюрк".

Так мы подошли к походу Батыя на Русь. При этом возникает множество вопросов. А. Бушков в своей книге "Россия, которой не было" задаёт 30 каверзных вопросов. Добавим к ним ещё несколько. Случайно ли то, что поход Батыя начался тогда, когда на Руси фактически победила уния с Римом? Случайно ли то, что конечным пунктом похода Батыя была Паннония - центр славянской культуры и церкви, а также Босния - центр богомильства? Белорусский историк В. Пануцевич отмечал, что на латинском языке богомилы называются "татары" ("картары"). О распространении богомильства на Руси говорят и местные находки амулетов-змеевиков, которые историк А. Рындина обоснованно связывает с ересью манихейства. Упомянутый ранее монах-разведчик Юлиан докладывал в Апостольскую столицу: "...князь суздальский передал словесно через меня, королю венгерскому, что татары днём и ночью совещаются как бы притти и захватить королевство венгров-христиан. Ибо у них, говорят, есть намерение итти на завоевание Рима..." Под угрозой войны в 1258 году татары заставили князя Данилу Галицкого срыть несколько крепостей, а главное - отказаться от унии с Римом. Случайно ли то, что в это же время князь Миндовг тоже отказывается от католичества?

Таким образом, мы подходим к выводу, что не было никакого монголо-татарского ига, а в результате религиозной войны была создана Руско-Тюркская империя. Тогда становится понятным и покровительство, оказываемое татарами православной церкви, и существование в Золотой Орде целых двух православных епархий - Подонской и Сарской, и канонизация руской церковью племянника Батыя (святой царевич Пётр Ордынский) и т.д. Сын Батыя Сартак был православным диаконом.

Российский археолог Д.Авдусин заметил один феномен руской культуры конца XIII века: "Хотя такие крупные центры Руси, как Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск и некоторые другие, и не пострадали от монголо-татарских войск, хотя традиции ремесла в этих городах продолжались, всё же в общерусских масштабах во второй половине XIII века прослеживается огрубление, опрощение и даже исчезновение многих технических приёмов, известных до этого в Древней Руси [...] Навсегда исчезло мастерство перегородчатой эмали, надолго прекращается производство скани, черни и зерни, возродившихся только в XIV-XVI вв." Конечно, часть ремесленников могла быть отправлена в Золотую Орду, но, нам кажется, более правдоподобна другая версия: на этих северных землях стали насаждать ордынское православие и мастера-католики вынуждены были выехать. Так, документально известно, что в Галицкую землю бежало много металлургов, ювелиров, шорников, оружейников. Есть и третья версия: кризис культуры северных земель, которые были освобождены Батыем от уплаты налогов на 20 лет, был тогда связан с временным господством богомильства (манихейства), отрицавшего и материальную жизнь, и культуру, и искусство, и т.д.

Если посмотреть западные источники конца XIII века, то там читаем не о несчастной Руси, а о могучем руском народе. Так, И. Шмеллер писал в "Баварском словаре": "Первый народ (среди христианских народов) - руские, у их священников иной порядок церковной службы и исчисление времени дня." В 1295 году Римский папа объявил крестовый поход и блокаду против Руси, пытавшуюся захватить Финляндию. Война длилась 11 лет и закончилась победой Руси. И это всё бедная и несчастная Русь под ужасным татарским игом? Российский историк Б. Флоря пишет: "... на протяжении второй половины XIII - раннего XIV в. самоидентификация населения с "Русью" и "русскими" прочно утвердилась во всех частях Древней Руси." И это в раздробленной, униженной и разгромленной Руси?

Руско-Тюркская империя включала в себя и значительную часть Балкан, где на полуострове Афон возник духовный центр руской церкви, в котором окончательно оформилась руская идея. Рускими (русинами) считались люди православного исповедования, которые в богослужении использовали церковнославянский язык и обязательно на кириллице. Это явно следует из "Списка городов руских" (XIV в.). Не случайно кириллицу часто называли руским письмом.

В том же XIII веке в католической среде начал зарождаться панславизм как реакция на руско-тюркскую агрессию.

А в XIV веке на Святой горе начался мощный подъём руской культуры, представленный такими славными именами, как Евфимий Тырновский, Григорий Цамблак, митрополиты Киприан и Иосаф Бдинский, Константин Костенечский (сказавший: "Добрые и дивные мужи, переводившие древние книги, избрали тончайший и прекраснейший руский язык."). Исихасты Евфимий Тырновский и Константин Костенечский обожествляли буквы и слова. Это ещё раз подтверждает исключительное значение в руской идее кириллицы и церковнославянского языка. Тогда становится понятным многовековое сопротивление руской православной церкви богослужению на народных языках.

Руская идея способствовала падению Константинополя в 1454 году. Для руских из Руси-Тюрк турки (тюрки) были братья, а католики, тем более униаты, таковыми не являлись. Как ни пытались иезуиты вовлечь Московию в антитурецкие союзы, это не имело успеха - московско-турецкое братство продолжалось вплоть до правления царевны Софьи.

На многие возникшие вопросы поможет ответить изучение истории белорусских татар. Недавно молодые исследователи С. Богдан и В. Гуща определили, что древнее письмо белорусских татар является не "арабским", а "персидско-тюркским". Языковед С. Малов считает, что арамейско-аланская письменность конца I тысячелетия н.э. связана с согдийско-юэбаньско-древнетюркско-хазарской "линией" распространения (и трансформации) несторианского эстрангело. Это, наверное, то руское письмо, на котором было написано Евангелие и Псалтырь, увиденные Св. Кириллом в Крыму. Однако, многие исследователи считают, что они были написаны с использованием сирийско-несторианского письма. Так, А. Кузьмин пишет: "По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII век), у хазар было письмо, которое происходило от руского. Хазары заимствовали его от живущей вблизи "ветви румийцев" (византийцев), которых они называют русами. В алфавите 21 буква, они пишутся слева направо, как и в арамейском или сирийско-несторианском письме." Возможно, русы тогда использовали два вида письма. Интересно то, что оба вида письма связаны с несторианами. Следовательно, татары не переводили свои книги на белорусский язык, как принято считать, а принесли сюда, в Беларусь, свой родной руский (славянский) язык. Китабы белорусских татар - убедительное доказательство существования мощного государства "Русь-Тюрк." Изучение языка китабов поможет ответить на вопрос: на каких языках разговаривали русы-тюрки и славянорусы.

Как раз сейчас группа писателей и военачальников из Татарстана обратилась к российскому президенту В. Путину с предложением об отмене празднования годовщины Куликовской битвы. Действительно, в цивилизованных странах не принято гордиться своими гражданскими войнами.

Другая часть татар стала известна нам под названием "казаки". Американский славист Ф. Дворник писал: "Татарские казаки были также на Дону, Оке и Волге, и их услугами часто пользовались рязанские и московские князья. Первые известия о существовании казаков на границах Литвы и Поднепровья датируются концом XV века. Даже тут татарский элемент, похоже, сначала преобладал, хотя вскоре в их рядах появились славяне." Впервые казаки упоминаются в летописях под 1444 годом, причём казаки рязанские. Как видим, если мы занимаемся историей Руси, то постоянно натыкаемся на Рязань и Дон.

Запорожские казаки всегда считали себя потомками хазар (можно почитать казацкие летописи и "Историю русов"). А. Бушков пишет: "Хазары - козары - предки казаков? Что ж, эта гипотеза вовсе не выглядит надуманной. Любопытно, что средневековые авторы, описывая внешность хазар, упоминают высокие шапки с матерчатыми верхами, свешивающимися на сторону - шапки такие казаки носили ещё в XIX столетии." Отметим, что первые казаки были христианами-несторианами, как и славянорусы. Но можно ли их, считавших Христа человеком, называть христианами?

Главным героем украинского фольклора является казак Мамай, его некоторые исследователи отождествляют со знаменитым татарским темником Мамаем, или с его родственниками.

Можно много говорить о связях между "Русью-Тюрк" и казачеством. Запорожские казаки всегда поддерживали законную наследницу "Руси-Тюрк" - Московию. Единственный раз они под началом кошевого атамана Гордиенко выступили против русского царя - Петра I. Однако и это легко объяснить: для "истинных" руских и старообрядцев Пётр I был антихристом.

В XIX веке в годы рождения украинской национальной идеи родился миф о запорожских казаках как о борцах за эту идею. Однако, к сожалению, они были выразителями и защитниками руской идеи. Поэтому казаки так легко шли на союз со своими братьями по "Руси-Тюрк" татарами.

Ещё в XV веке в противовес руской идее польский король Казимир Ягеллончик хотел создать на украинских землях Руское княжество во главе со своим сыном Сигизмундом. Но московский правитель Иван III, угрожая войной, не позволил это сделать. В начале XVII века русинская (украинская) идея ещё тлела в среде украинской шляхты и униатской церкви. Поэтому запорожцы так жестоко расправлялись со служителями униатской церкви. Шляхтич Богдан Хмельницкий, возможно, вначале и пытался использовать запорожскую стихию для создания украинского государства, но эта анархичная сила всеми своими помыслами была направлена в сторону руской столицы, третьего Рима - Москвы. Поэтому Переяславская Рада в той ситуации была неизбежна. Может не случайно для подписания предательских документов был выбран город Переслав: это название свято для руского духа.

Руская история требует дальнейших глубоких, трезвых, непредвзятых и нестереотипных исследований, опирающихся на безусловные факты и железную логику. Вначале необходимо выявить все фальшивки среди исторических документов и литературных произведений.

Автор пытался доказать, что руская идея возникла в XIII веке. Если в памятниках, датируемых ранее XIII века, и встречаются слова о руском патриотизме, о руской державе и тому подобное, то ясно, что это или фальшивка, или ошибка в датировке. Отсюда следует, что наиболее раннее возможное время создания "Повести временных лет" - XIII век.

В прошлом году в Новгороде Великом произошла научная сенсация: археологи нашли часть книги конца Х века, на вощеных дощечках которой написаны псалмы. Академик В. Янин пишет: "Ясно одно: в Новгороде уже в первые десятилетия после принятия Русью христианства широко распространилась собственная, отличная от балканских образцов, письменность." Совершенно очевидно, что эта находка должна кардинально изменить наши представления о корнях древнерусской культуры. Ясно, что ещё до 988 года на Руси была высокая культура, корни которой следует искать не на Балканах. Уже в 2001 году российские археологи открыли древнерусский город в Тамбовской области, что значительно южнее отодвигает границы Древней Руси. Так что имеем ещё один аргумент в пользу существования Руси-Тюрк. Всё это хорошо вписывается в предложенную нами концепцию происхождения Руси. 


Александр Ильин

 P.S. Когда статья была написана, мы обратили внимание на этапы денежного обращения на Полесье. На наш взгляд, они, в основном, подтверждают предложенную концепцию:
 
  1. Период римского динария (конец 2 в.- нач. 3 в. н.э.). Полувассальное от Рима государство бастарнов (зарубинцев) обеспечивает функционирование янтарного торгового пути.
  2. Период куфицкого дирхема (9-10 вв.). Руская держава-каганат - мост между Северной Европой и Арабским халифатом.
  3. Период западноевропейского динария (конец 10 в. - 1060 г.). Прозападная политика киевских князей Ярополка, Владимира Святого, Ярослава Мудрого и Изяслава Ярославича.
  4. Безмонетный период (2-я пол. 11 - 13 век). Победа изоляционистских (несториано-богомильских) сил.
  5. Период пражского гроша (14-15 вв.). Вхождение Полесья в состав ВКЛ и поворот на Запад.

на оглавление

Rambler's Top100
Hosted by uCoz