Если американцы и западноевропейцы в начале восьмидесятых
годов разрабатывали космические челноки одной-единственной модификации,
в СССР обстояло как раз наоборот: советские конструкторы "заложили на стапелях"
два типа "челноков", отличавшихся друг от друга как внешним видом и конструкцией,
так и назначением. "Малыш" предназначался исключительно для транспортировки
на орбиту и с орбиты экипажей орбитальных станций, "большой" же челнок
должен был решать те же задачи, что и американский "Спейс Шаттл". Первое
испытание "малыша" состоялось 3 июня 1982 г. С космодрома Капустин Яр стартовала
ракета-носитель СЛ-8 и вывела на круговую орбиту высотой 225 км объект,
названный в сообщениях ТАСС "Космос-1374", а на самом деле -- "пассажирский
малыш". Разумеется, беспилотный. После одного оборота вокруг Земли по сигналу
Центра управления полетами включился тормозной двигатель, и после контролируемого
полета в атмосфере "малыш" приводнился в Индийском океане к югу от Кокосовых
островов. 15 марта 1983 г. на близкую по параметрам околоземную орбиту
вышел "Космос1445" -- и приводнился в том же районе столь же удачно. Его
подняли на борт одного из советских научных кораблей. Третий и четвертый
"малыши" (27 декабря 1983 г., "Космос-1517", 19 декабря 1984 г. -- "Космос-1614")
приводнялись уже в Черном море -- точность расчетов повысилась. 15 мая
1987 г. стартовал уже "большой" челнок. Испытание закончилось провалом
-- авария двигателя челнока не позволила ему выйти на орбиту, и он большей
частью сгорел в плотных слоях атмосферы, не считая обломков, упавших в
Тихий океан.
Были пробы и другого типа -- в 1985 г. челнок, отделявшийся
в стратосфере от носителя, бомбардировщика "Мясищев-4", опять-таки в автоматическом
режиме отрабатывал подход к земле и посадку. Единственная неудача этих
испытаний была связана с причинами, не имевшими отношения к самому "великану",
-- однажды при взлете аварию потерпел самолет-носитель.
И, наконец, наступило время для полета, который в тайне
уже не держали -- 29 октября 1988 г. успешно приземлился беспилотный "Буран"
-- не полумакет, как его предшественники, а самый настоящий челнок.
К великому нашему сожалению, на этом, похоже, история
отечественных челноков обрывается...
Лет двадцать назад мне пришлось неделю проваляться в больнице
и там услышать от сотоварища по палате весьма любопытную историю. Поскольку
эта больница была не психушкой, я склонен относиться к его рассказу если
и не со всей серьезностью, то, по крайней мере, с интересом...
По словам этого человека, однажды, осенью 1961 г., его
по каким-то делам занесло в Татарскую АССР, в довольно глухой уголок, где
простодушные татары до сих пор именовали начальство "господин товарищ председатель".
Однажды в степи грянуло, да так, что все в округе решили,
будто неугомонный Никита Сергеевич развязалтаки третью мировую войну. Не
узрев классического "атомного гриба", кое-кто из тех, что поцивилизованнее,
рискнули наведаться в район взрыва... и подобрали там интереснейшие вещи:
три белых гермошлема с надписями "СССР", странные сапожки, еще какие-то
мелочи.
Потом нагрянули те, "кому надлежит". Все отобрали, заставили
даже неграмотных поставить крестики под самыми страшными подписками, долго
пугали всеми мыслимыми карами, обыскали место падения неизвестного объекта
на километры вокруг и отбыли...
Такая вот история. Я человек недоверчивый, сам, случалось,
распространял весьма правдоподобные байки, а пару лет назад написал для
одной бульварной газеты обширную, тщательнейшим образом стилизованную под
"документальное журналистское расследование" статью -- там, с массой сухих
технических подробностей, ссылок на несуществующие документы и зарубежные
публикации доказывалось, что в апреле 1945 г. нацисты вывели на орбиту
космический корабль с двумя пилотами, но он рухнул в глухих отрогах Кордильер.
Между прочим, многие потом верили. Поэтому к той давней
истории я отношусь, в общем, скептически -- любит русский народ баять сказочки
в духе шукшинского Броньки Пупкова. И все же...
В первых советских пилотируемых полетах наблюдается странный
разрыв. 12 апреля 1961 г. летит Гагарин. 6-7 августа того же года -- Титов.
После этого наступает перерыв ровно на год -- до II августа 1962 г., когда
взлетел "Восток-3" с Николаевым. Перерыв этот выглядит несколько странно,
учитывая, что в те годы СССР и США вели ожесточеннейшую "космическую гонку",
стремясь завоевать приоритет, где только возможно. По обе стороны океана
царила спешка. Вопреки хваленой непогрешимости американской техники, в
США с надежностью обстояло порой ничуть не лучше, чем у нас -- можно вспомнить
и трех астронавтов, погибших на старте в 1967-м, и "Челленджер", взорвавшийся
из-за банального недосмотра техников...
Рассуждая теоретически, мог ли Хрущев, вдохновленный первыми
успехами Гагарина и Титова, распорядиться о запуске на этот раз многоместного
корабля? С тремя (а то и четырьмя) космонавтами?
Очень даже свободно. Примеров в истории нашего многострадального
Отечества предостаточно. Запусков "к датам", или совершенных исключительно
для того, чтобы вульгарно опередить конкурента. Могли, не продумав и не
рассчитав толком, запустить "Восток-3" -- первый "Восток-3" -- в котором
находилось несколько человек. После катастрофы поневоле пришлось сделать
перерыв на год.
Однако "могли" еще не означает "сделали". Я ничего не
утверждаю и не опровергаю -- передо мной самая настоящая загадка, и глупо
ее изучать на основе столь скудной информации. Даже с гораздо более близкой
нам по времени гибелью Гагарина, происшедшей прямо-таки "при честном народе",
до сих пор Ничего толком не ясно.
А вдруг отыщутся и другие свидетели? Вдруг мой тогдашний
собеседник не врал? Или не стоит надеяться?
Я не знаю...