Демократическая

Беларусь

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ  ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
 Экономика
  Правительство отправили за деньгами

  На совещании по итогам работы экономики за 9 месяцев Александр Лукашенко заявил, что приоритетом правительства должна стать работа по активизации инвестиционной деятельности. Это предполагает привлечение как внутренних, так и внешних инвестиций. 

  При этом, как сообщает БЕЛТА, Лукашенко подчеркнул, что "в условиях, когда финансовое положение предприятий существенно сдерживает инвестирование средств на обновление основных фондов, значительную кредитную поддержку им должны оказать банки". 
  Независимые эксперты сомневаются, однако, что банковская система Беларуси сегодня способна спасти промышленность. По мнению эксперта НИСЭПИ Валерия Дашкевича, "сегодня банки не располагают достаточными свободными ресурсами, чтобы оказать серьезную кредитную поддержку. Банкам необходимы свежие ресурсы, а внутри страны их практически нет. Значит, надо делать внешние заимствования, но это не так просто. Наши банки — слишком мелкие, не обладают значительным собственным капиталом, в большинстве своем не имеют кредитного рейтинга или, в лучшем случае, обладают низким кредитным рейтингом. Все это означает, что банки не в состоянии оказать значительную помощь промышленности". 
  Есть, правда, и такой опыт, как передача пакета акций пивзавода "Криница" в доверительное управление "Приорбанку". По мнению Валерия Дашкевича, "в отдельных случаях такого рода проекты могут быть успешными. Но надо помнить, что кредитование белорусских предприятий является достаточно рискованным для банков как раз ввиду сложного финансового положения предприятий". 
  Что касается активизации инвестиционной деятельности, то эта задача также непростая. Для того чтобы привлечь внутренние и внешние инвестиции, государству необходимо либерализовать бизнес-климат, ослабить контроль над экономикой. 
  На текущей неделе Всемирный банк презентовал исследование "Ведение бизнеса в 2004 году: роль регулирования", в котором анализируется информация, собранная в 130 странах. В пресс-релизе, распространенном банком, говорится: "Излишнее регулирование приводит к отрицательным результатам. Большое количество процедур и временных затрат для выполнения требований регулирования коррелируют со значительной коррумпированностью, невысокой производительностью труда и низким уровнем инвестиций. Излишнее регулирование не способствует повышению качества продукции и услуг". 
  Из той информации, которую приводит Всемирный банк касательно Беларуси, можно сделать заключение, что уровень регулирования в нашей стране достаточно высок. Эксперты банка подсчитали, что белорусские предприниматели для регистрации корпоративного предприятия вынуждены осуществить в среднем 19 процедур, которые отнимают 118 дней и 369 долларов. По данным банка, это один из самых высоких показателей. В большинстве стран для регистрации предприятия необходимо пройти всего две процедуры — уведомить власти о создании бизнеса и зарегистрироваться в налоговых органах. 
  Эти и другие проблемы препятствуют развитию бизнеса в Беларуси, а следовательно, появлению внутренних инвесторов. Известно также, что слишком высокий уровень государственного контроля над белорусской экономикой отпугивает и иностранных инвесторов. Поэтому эксперты сходятся в том, что для привлечения инвестиций нужно коренным образом изменить экономическую политику.

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ

 В хорошие руки отдаем. Хоть и со второй попытки

  Белорусское правительство ведет переговоры с российскими компаниями о возможности реализации совместных проектов на нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях. При этом представители руководства страны не исключают, что условия приватизации белорусских предприятий могут быть пересмотрены. 

  Напомним, что конкурсы по приватизации предприятий нефтехимического комплекса должны были пройти в начале июня этого года. Однако на эти конкурсы не было подано ни одной заявки. Эксперты говорили о том, что белорусская сторона установила слишком высокие требования. В частности, правительство не хотело расставаться с контрольным пакетом акций, а предложенные цены, по мнению возможных покупателей, были чересчур высокие. Помимо этого Минск предлагал потенциальным инвесторам выполнить ряд дополнительных условий по капиталовложениям и по сохранению социальной инфраструктуры белорусских заводов. Теперь же условия могут быть полностью или частично пересмотрены. 
  В частности, глава концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза сказал: "Мы не держимся за контрольный пакет как за какую-то аксиому. Если будут хорошие предложения, то мы готовы говорить о передаче контроля". А исполняющий обязанности вице-премьера Владимир Семашко не исключил, что возможны переговоры по поводу стоимости предприятий. "Был момент, когда был некий застой. Мы не смогли приватизировать эти предприятия... Все упиралось в рыночную стоимость. Говорили, что она несколько завышена. Мы пошли по пути создания совместных групп с заинтересованными компаниями, которые будут определять стоимость этих предприятий", — заявил Семашко. 
  Сегодня, как рассказал Иван Бамбиза, ведутся переговоры с компаниями "Амтел" и "Сибур" о возможности создания СП на базе "Белшины". С компанией "Сибнефть" обсуждается возможность создания совместного предприятия на могилевском "Химволокне". Кроме того, по словам Владимира Семашко, до конца года планируется заключить два соглашения с компанией "Русснефть", которую возглавляет бывший глава "Славнефти" и давний друг белорусского руководства Михаил Гуцериев. 
  "До конца этого года у нас, скорее всего, состоится заключение соглашений по созданию двух совместных предприятий с "Русснефтью", — сказал Семашко. Он также пообещал, что к первому кварталу 2004 года "мы выйдем на подписание реальных документов по созданию СП на ряде других предприятий". 
  В частности, Владимир Семашко не исключил, что "Русснефти" в доверительное управление будет передан государственный пакет акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода. "Один из вариантов — передать наш пакет в доверительное управление", — сообщил и.о.вице-премьера. Напомним, что белорусское правительство владеет 43,2% акций МНПЗ, 42% акций этого предприятия принадлежат компании "Славнефть". 
  Белорусское руководство намерено договориться с российскими компаниями об увеличении поставок нефти с 15 млн. тонн в текущем году до 17 млн. тонн в следующем году. По словам Ивана Бамбизы, Минск заинтересован "в том, чтобы все компании принимали участие в поставках нефти". Возможно, это одна из причин, по которым белорусское руководство сегодня ведет переговоры о создании совместных предприятий с нефтяными компаниями России. 
  Эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований Валерий Дашкевич в интервью "Белорусским новостям" заявил, что "белорусское руководство, скорее всего, будет пересматривать свои условия по контрольным пакетам и по ценам на предприятия. Возможно, будут рассмотрены и дополнительные требования по инвестициям. Наверное, новые условия будут более разумными. Но вряд ли они удовлетворят российскую сторону, потому что у россиян есть время, а у Беларуси его нет: во взаимных отношениях существует разлад, который необходимо сгладить. В любом случае, обсуждение проблемы началось, а это значит, что взаимовыгодного решения можно достичь путем переговоров".

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ

 Летать так летать!  
"Боинг" сядет на шею налогоплательщиков

  Наши авиаторы осваивают пассажирский лайнер Boeing 737-529. После дорогостоящей и продолжительной учебы белорусские летчики сядут к штурвалу этого чуда авиационной техники. А граждане республики смогут летать на нем с комфортом. Казалось бы, хорошо. Но...

  Расчеты по лизингу первого "Боинга" с американской компанией ILFC будут лишь отчасти производиться за счет Белавиа. Правда, руководство гражданской авиации никогда не скрывало ни от общественности, ни от правительства, что полеты на "боингах" будут убыточны. И за эту откровенность мы должны быть признательны. Ведь ущерб от многих масштабных проектов до сих пор выявлялся только после начала их реализации.
  В предварительном порядке решить проблему будущей неокупаемости этих перевозок пытались давно. Постановлением Совмина от 29.03.2001г. N 430 поручено Минфину ежегодно при формировании проекта бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать в установленном порядке по представлению Госкомавиации (ГКА) средства из республиканского бюджета на финансирование мероприятий Программы развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001--2005 годы. Следующим пунктом постановления вменялось Минэкономики, Минфину ежегодно при формировании инвестиционных программ предусматривать в установленном порядке выделение из республиканского бюджета средств на финансирование госкапвложений в соответствии с Программой. К сожалению, Программа не публиковалась. Мы можем лишь догадываться, что она не реализуется в необходимом ГКА объеме. Иначе не пришлось бы "для обновления парка воздушных судов национальной авиакомпании "Белавиа" путем аккумулирования финансовых средств всех организаций отрасли и направления финансирования на наиболее перспективные отраслевые инвестиционные проекты" cоздавать еще и государственный внебюждетный фонд гражданской авиации (см. Указ Президента РБ от 23.10.2003г. N 465).
  Фонд предлагается образовать "за счет отчислений части (до 50%) прибыли, остающейся в распоряжении подчиненных ГКА авиаорганизаций, амортизационных отчислений, зачисления выручки, полученной от реализации основных фондов, а также отчислений части прибыли субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, имеющих лицензии Госкомитета по авиации".
  Судя по всему, это лишь начало. Рано или поздно убыточный лизинг истощит небогатые отраслевые источники. Есть опасения, что фонду заранее уготовано повышение "звания". C малопочетного "отраслевой" до всеми почитаемого "республиканский". Пора бить тревогу -- у наших авиаторов отказала аппаратура, определяющая принадлежность "свой-чужой". И они вот-вот перепутают свой карман с общественным.
  Экономики в затее с "боингами" чрезвычайно мало, хотя экономическое "обоснование" на бумаге, очевидно, существует. Скорее всего, на первом плане амбиции, политика. Допустим, кто-то всерьез считает, что если на нескольких "боингах" появится надпись "Белавиа", то отношение к нашей стране изменится к лучшему.
  Информация о том, что принесет нам лизинг "Боинга", весьма скудная. И совсем не потому, что в каждом контракте ILFC оговаривает неразглашение его условий. А потому, что хвастать особенно нечем. Перевозчика главным образом характеризует не то, на чем он возит, а то, сколько он перевозит, как удовлетворяет спрос, какая у него от всего этого прибыль. В этом смысле Аэрофлот был суперкомпанией, не имея ни одного самолета иностранного производства.
  Американский литератор О.Генри имеет отношение к РБ лишь постольку, поскольку является отцом собирательного образа "банановой республики". Экономист из него был не то, что писатель. Считал он плохо и за это отсидел 39 месяцев в каторжной тюрьме, так как ревизия недосчиталась 4702 доллара 94 цента в кассе банка, где он работал бухгалтером и кассиром. Тем не менее еще в 1904г. он понятно растолковал всем своим далеким от экономики читателям, что спрос создать нельзя, можно лишь создать условия для спроса. Вы, наверное, помните -- что в забытом Богом медвежьем углу, где все ходили босиком, чтобы создать условия для спроса на ботинки, честные торговцы разбрасывали на тропинках колючки...
  У Беларуси сегодня нет никаких таких колючек, которые можно было бы разбросать по европейским аэропортам, чтобы загрузить "наши" "боинги". Трагедия нашей внутренней жизни в том, что большая часть населения "ходит босиком", но кто ее спрашивает, что нужнее -- "ботинки" или "боинги"? Вышел крупный руководитель в курилку, поговорил с "народом" -- председателями и заместителями -- и вскоре распоряжается: "Есть контакт". А люди-то, которые "внизу", ждали батона с маслом!
  Сегодня вполне достаточно одного росчерка пера, чтобы возложить на нас новую "святую обязанность". Если фонд станет республиканским, то каждый житель Беларуси будет доплачивать энную сумму каждому пассажиру "Боинга". С миру по нитке -- голому от жилетки рукава! А одетому в костюм за 1000 долларов пассажиру бизнес-класса -- ощутимая дотация от имени непревзойденно щедрого правительства. Такая вот гримаса переходной стадии от социализма.
  Ко всему прочему, сделка плохо вписывается в рамки добрососедских и союзнических отношений с Россией. Ведь российская авиапромышленность "не пальцем делана" и уже сейчас в кооперации с западными моторостроителями предлагает более экономичное решение "шумовой" проблемы, чем "Боинг" и прочие "Эйрбасы".
  Пресс-службы Белавиа и ILFC оказались не на высоте. Первые обозвали своего партнера International Leasing Finance Corрoration, в то время как он отзывается на International Lease Finance Corрoration. Может, кто-то и не видит в этом разницы, но для специалистов она существенна. Американцы же упорно не хотят замечать развала Советского Союза. Они уверенно пишут, что Минск находится в России. Впрочем, не исключено, что это не столько чванство, сколько "воспоминание о будущем", объясняемое высокой степенью осведомленности о положении дел в РБ.
  Справедливости ради необходимо отметить, что в отличие от других приносящих убытки прожектов типа "УП Горснаб", в случае с "Боингом" основной контракт заключили не с какой-нибудь фирмой вроде "Отдай- Деньги-и-Прощай", а с солидной организацией. Поэтому мы можем быть уверены, что после случайной или закономерной просрочки платежа самолет изымут не сомнительные дельцы, а "чистые руки", контролируемые американским правительством. Впрочем, через 5 лет первый "белорусский" "Боинг" все равно безвозвратно изымут (надеемся, что пресс-служба Белавиа точна, именуя данную аренду операционной).
  Можно пытаться анализировать и другие плюсы знаменательного события, но они вряд ли перевесят существенный минус, который может образоваться у той подавляющей части народонаселения, которую предполагается использовать в качестве невольных доноров проекта. Добрым 95% населения страны -- что лизинг "Боинга", что "Боинг" лизинга -- равнобедренно! Так что же, радоваться нам или хвататься за голову от очередного оброка? Что ж Белавиа -- она действительно "взлетит" или, наоборот, крепко-накрепко "сядет"? Нам "на шею"... Ждем ответа.
 
Евгений СУХАРЕВСКИЙ 
 

возврат













ФОБОС: прогноз погоды в Минске



Найти:
на сайте
на Народ.Ру
на Яндексе

Яндекс.Новости


Rambler's Top100

Новости,компромат,скандалы,рейтинг,президенты,депутаты,партии,движения,форум,афоризмы,анекдоты,каталог

Политологические комментарии

Голая политика


Copyright © 1999-2003  Демократическая Беларусь
Пишите нам: ganba@narod.ru
Дизайн - Антон Грекович
Программирование - Д.Позняков
Hosted by uCoz