Над торговыми рядами витал трупный запах, – это разлагалась, и превращалась в тлен рыночная экономика. Торговцы по-разному встречали скорую смену деятельности. Одни хватали за рукава редких покупателей и предлагали им свой товар, желая отсрочить переход к профессии безработного; другие, смирясь, разгадывали кроссворды, безучастно пожевывая пирожки. Ощущение безысходности ни на секунду не давало расслабиться уставшему от пересчета убытков мозгу.
Начиналось все весело и боевито – молодые люди, оставив должности инженеров, преподавателей, научных сотрудников, бросились в пучину предпринимательства. Их мышление было взбудоражено перестроечной смутой, а фантазии рисовали мгновенный путь от торговца турецкими джинсами до владельца компании "Levi’s". Тысячи белорусов принялись штурмовать оптовые рынки Польши, Турции, Индии и Китая.
Первые сверхприбыли, полученные от торговли ширпотребом, пошли на благоустройство бытовых условий жизни: первая кожаная куртка, первая итальянская мебель, первый автомобиль. Когда показалось, что такая ситуация на рынке товаров будет вечной, прибыли начали снижаться. Произошло это по объективным причинам, – в Беларуси предложение превысило спрос, а фотоаппараты «Зенит», пилочки для ногтей и белорусский трикотаж ни поляки, ни турки покупать уже не хотели. Но и тех доходов, которые оставались, вполне хватало на безбедную жизнь и постепенное расширение бизнеса.
Логика подсказывала, что дальше все будет происходить по тому же пути, который прошли все страны восточной Европы: «челноки», накопив денег, станут предпринимателями, из тех вырастет несколько сверхбогатых бизнесменов, лоббирующих интересы всего предпринимательского корпуса во властных сферах. Но судьба распорядилась иначе, – 1994 год явил миру реставрацию социализма в самой вычурной форме, создав безобразный гибрид планово-рыночной экономики в центре Европы. Предприниматели почувствовали недоброе, но поверить в скорый закат бизнеса не захотели.
Покончить с таким классом, как предпринимательство, практически невозможно. Можно лишь устранить торговцев с легального рынка, переведя их в разряд спекулянтов, торгующих из-под полы в подземных переходах и на дальних подступах к городским базарам. Искоренением предпринимательского класса и занялась белорусская власть 9 лет назад, но лишь сегодня предприниматели подошли к той роковой черте, за которой стоит банкротство и безработица.
Планово-рыночное чудовище создало ситуацию, когда бюджет государства пополняется не за счет сбора налогов, а за счет безумно дорогой аренды и непомерных штрафов. Власть настолько увлеклась «игрой на повышение», что проморгала нулевую отметку, после прохождения которой становится невыгодно работать не только предпринимателям, но и государству.
Сегодня цена аренды торговых площадей в ярмарочных центрах уперлась в планку 9,5 $ за квадратный метр в сутки. Для более-менее нормального ведения дел необходимо, как минимум, 6 квадратных метров торговой площади. Нехитрая арифметика показывает, что предпринимателю, чтобы лишь только покрыть арендную плату, необходимо иметь доход 57 $ в день. Соответственно, в месяц – 1710 $. Чем сегодня нужно торговать, чтобы платить такую аренду? Наркотиками? Оружием? Человеческими органами?.. Неудивительно, что сегодня все ярмарки пестрят объявлениями «Сдается в аренду».
Парадоксально, но именно в тот момент, когда предпринимательское движение погрузилось в пучину нищеты, Минск обзавелся десятками тысяч квадратных метров только что отстроенных торговых площадей. Бизнесмены, максимально приближенные к власти, разом вложились в строительство коммерческих центров, осознавая, что торговля будет существовать при любом режиме. Единственное, о чем они забыли, – это о покупательской способности населения, которая сегодня, как никогда ранее, близка к нулю.
Одну из главных ролей в умерщвлении предпринимателей, как класса, сегодня играют руководители государственного сектора торговли. Постоянно, в своих отчетах о падении товарооборота, они ссылаются на частных торговцев, мешающих государственным магазинам выполнять план. Именно эти отчеты подтолкнули власти сначала к устранению овощных палаток с городских улиц, а затем очередь дошла и до киосков, которым велено убраться из городской черты в трехмесячный срок.
Вся эта односторонняя борьба ведется под ширмой «облагораживания столицы». Подобное «облагораживание» привело к тому, что Минск превратился в тоталитарный город, где пенсионерам необходимо преодолевать чудовищные расстояния, чтобы купить яблоко или банан, а для того, чтобы приобрести жевательную резинку или пачку сигарет, нужно непременно посетить супермаркет.
Борьба за перемещение всех предпринимателей «под крышу» включает в себя не только упразднение киосков или ликвидацию мини-рынков, но и введение нормативов, затягивающих петлю на шее частного бизнеса. Сюда входят: введение кассовых аппаратов, ограничение количества наемных работников, ужесточение штрафных санкций, невозможность работать без создания юридического лица… Кстати, перевод частных предпринимателей в статус юридического лица – это новая затея власти, направленная на улучшение отчетности перед международными финансовыми учреждениями и «запудривания мозгов» потенциальным инвесторам. Большое количество юридических лиц всегда являлось одним из факторов стабильности рынка.
На сегодняшний день Беларусь является уникальным государством, где существуют профсоюзное движение предпринимателей. В цивилизованной стране представить подобное невозможно, ведь объединение работодателей в борьбе с маразматическим законотворчеством там ведется абсолютно по другим правилам – через институты лоббирования и взаимодействием с парламентом. Правда, парламентом действенным и легитимным.
Но до цивилизованного мира нам еще очень далеко, а, следовательно, белорусским
гражданам, возможно очень скоро, придется пронаблюдать, как погибнут зеленые
человечки, долгое время пытавшиеся убедить нас в преимуществах рыночной
экономики, но забывшие о том, что за эту самую экономику надо бороться.