Элейтерофобия –
боязнь свободы, освобождения
Справочник заболеваний психики
Центр города наполнялся криками, громом барабанов и призывным воем труб.
Запуганные минчане с ужасом смотрели на сотню веселых людей, одетых в вычурные
наряды оранжевого цвета. Те били в барабаны, скандировали речевки и казалось,
что ничто на планете не может заставить их грустить. Это были болельщики
сборной Голландии по футболу, приехавшие в Минск поддержать свою национальную
сборную в отборочном матче Чемпионата Европы 2004 года.
На протяжении всего матча барабаны и трубы голландских болельщиков не смолкали, призывая своих футболистов к бескомпромиссной борьбе за честь своей страны. «Оранжевые» победили. Победили потому, что боролись за честь своего флага. За что боролись наши футболисты – неизвестно. Но то, что не за честь флага – это точно.
У флага нынешней белорусской власти нет чести, как нет уважаемой истории, славных побед и достойного будущего. У него есть лишь нелепое сочетание красного и зеленого цветов, вызывающее недоумение и жалость. Цвета национального флага – суть отражения души народа. Сегодня душа белоруса – это алый цвет мужества, тонущий в болотной зелени трусости и апатии, снабженный поминальным узором обреченности.
Но не только флаг обозначает наше прогрессирующее психическое заболевание. Диагноз белорусскому обществу ставит само общество, в каждой абстрактной кляксе, показанной психиатром, видя личину несуразной власти, бесстыдной и алчной.
Стоит зайти в любой из художественных салонов, чтобы понять степень болезни нации. Доминирующая в творчестве белорусских художников грязно-серо-коричневая гамма выдает желание спрятаться от проблем в кокон тоски и мизантропии. Искусствоведы безуспешно пытаются придать заболеванию благородную окраску, выдавая банальные комплексы неполноценности за «неповторимый, оригинальный колорит, свойственный белорусской школе живописи».
Живопись дополняет литература. Она – дактилоскопический оттиск печали, заполнившей страну до краев. Усталые авторы лишили белорусскую литературу богдановичской яркости, короткевичской мистификации, брылевской игры, погрузив ее в тот же грязно-серо-коричневый. Абсолютное большинство произведений скучно бытописует жизнь «обычных людей» – обычных до зевоты, до беспредельной меланхолии.
Белорусское искусство давно стало сеятелем самого страшного греха – греха уныния. Кто от кого «заразился» этим смертным грехом – народ от искусства, или наоборот, неважно. Важно, что никто не желает выздоравливать первым, – никто не желает стать свободным, сбросив тягостное ярмо тоски.
Мы – больная нация.
Мы безгранично радуемся тому, что другие народы воспринимают, как должное. И десятилетиями твердим идиотскую фразу «только бы не было войны».
Мы ненавидим тех, кто выходит на улицы, требуя изменений. И, находим сотни отговорок, не идти с ними вместе, долбя, без умолку, бессмысленное «мне есть что терять».
Мы рабски выслушиваем глупости из уст власти, стыдясь ее и тихо презирая. И отдаем должное бездарному руководству за то, что не едим, как в войну, мерзлый картофель.
Мы боимся свободы, забыв ее невероятный вкус и фантастический аромат. И продолжаем жить в грязно-серо-коричневом, надеясь на Избавителя, который должен прийти и спасти нас.
А, пока мы ждем, побеждают ярко-оранжевые, смелые и веселые.