Тогда что же произошло? В середине XIII в. новый молодой этнос, образовавшийся от взаимодействия летописных литвинов и днепровских балтов (“отец”) и славянских племен: части кривичей, дреговичей, радимичей, части волынян и части мазовшан -- (“мать”), взяли власть в свои руки и образовали новое государство – Великое Княжество Литовское. Это явление соответствует окончанию фазы скрытого подьема и началу фазы явного подьема в этногенезе ( рис.21 ) любого этноса. Значит, отбросив 200 лет “младенчества” нового этноса можно констатировать время его рождения – середина XI столетия. При сопоставлении с жизнью человека этот период соответсвуетпереходному периоду ребенка, когда он начинает увеличивать свой круг социальных контактов, проявляя уже свое собственное отношение ко всему в этом мире. Родители же хотят, чтобы их ребенок воспринимал мир через призму их собственных оценок. Начинается конфликт детей и родителей, о котором говорят и пишут столько же, сколько существует человечество.
Кто же являлся гражданами нового этноса – Конечно, литвины. Но не те литвины, о которых говорят летописи, а литвины Великого Княжества Литовского. Это тоже самое, если бы создали семью Янковский и Абрантович. У них родился сын. Кто он – Янковский или Абрантович? Общество давно приняло точку зрения, что дети берут фамилию отца, который является активным ( с точки зрения вида энергии ) началом. Но этот маленькийЯнковский уже будет носить в себе кровь мамы Абрантович, а его поведение после 14 лет жизни, не будет похожим ни на поведение папы, ни на поведение мамы, хотя родители будут искать эти сходства, удивляясь: “В кого он пошел?” Это новый микрокосм, который должен выполнить свою функцию, совсем не похожую на его родителей.
Тоже происходит и в этногенезе. Новый этнос взял себе название отца – литвины. Но поведение его отличалось от поведения и от “отца”, и “матери”, хотя некоторые черты своих родителей он унаследовал.
Сопоставление краниологических характеристик суммарной белорусской серии XVIII – XIX вв. с данными из каменных могильников XIV – XVII вв., в которых должны жить по утверждению ученых ятвяги, подтверждает вышесказанное.
Табл. 6. Краниологические характеристики
современных белорусов.[109]
|
|
XVIII – XIX вв.* |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Надо признать, что среди захоронений в каменных могилах XIV – XVII вв. присутствовали и черепа с краниологическими характеристиками летописных литвинов. Это говорит о том, что такие изменения длятся довольно продолжительный срок или в этих могилах захоронены представители иных этносов, так как переселенцев на территории ВКЛ, как мы видели выше, было предостаточно.
В нашем случае активным началом выступали летописные литвины. Но самое главное, “новый этнос поглощает, т.е. уничтожает, оба прежних” [151], и к концу фазы явного подъма в этносе присутствуют представители только нового этноса. “При этом, как правило, исчезают не сами люди. Люди-то как раз остаются и входят в состав новых этносов, но окончательно исчезает определенная система поведения, некогда связывающая этих людей воедино, делавшая их “своими”.[152]
Таким образом, в середине XI в. начал зарождаться в лоне летописных литвинов, днепровских балтов и славян новый этнос, который сейчас в связи с определенными историческими событиями называется БЕЛОРУССКИЙ. Он жил развивался среди двух групп этносов – с лавянского и балтского. В середине XIII в. новый этнос стал господствующим и образовал свое государство. К середине XIV в. новый этнос стал монолитным. Представители этносов-родителей влились в новый этнос. И никаких литвинов и белорусов в этом этносе не было, как считают некоторые. Новорожденный этнос назывался вначале литовский (литвинский ), но исторические события привели к тому, что этот этноним в середине XIX века начал использовать вышедший на историческую арену еще один новый этнос – летувинский, “мать” которого ( жемайты и аукштайты ) входила территориально в государство, сокращенно называвшееся Литвой.
В данное время возникший в середине XI в. этнос носит имя белорусского. И государство, образованное данным этносом никак не могло быть белорусско-литовским, как говорят белорусские ученые; литовско-белорусским, как говорят летувинские ученые; или литовско-русским государством, как говорят российские ученые, так как теперешние белорусы и литвины ВКЛ – это один и тот же этнос. Разве меняется сущность человека, если он изменяет фамилию? Разве может возникнуть новый этнос, если насильно изменить его этноним? А ведь это и произошло с белорусским этносом. Ведь от того, что территория Беларуси вошла в состав Российской империи, последняя не стала русско-белорусским государством, или русско-грузинским, когда Грузия вошла в состав России. Также и ВКЛ не стало литовско-восточнобалтским ( жемайтским или аукштайтским ) государством в связи с вхождением Жемайтии и Аукштайтии в ее состав, или литовско-русским от вхождения в ВКЛ земель Киевской Руси.
Странно читать в различной литературе о литовских феодалах и белорусских крестьянах. Ведь прекрасно известно, что когда начинают взаимодействовать два этноса, первыми, кто вступает в брачные союзы в таких случаях, является элита этих этносов. Это происходит как с точки зрения политических и стратегических целей, так и с точки зрения обычного житейского интереса. Поэтому новый этнос начал зарождаться как с низов общества, так и с верхов. Это подтверждает и литература по генеалогии: “Почти все литовцы-удельные князья женились на русских княжнах и принимали православную веру”.[154] Князь Гинвил, например, в 1148 г. принял православную веру, а в 1191 г. женился на Марии Борисовне, княжне Тверской. Тоже делали и многие славянские князья. Так князь Герцике – Всеволод был женат на дочери литовского князя Утена Дангеруте, сын Даниила Галицкого Шварн – на дочери первого Великого князя ВКЛ Миндовга и т.д.
Известно, что погребальный обряд со всеми деталями относится к чисто этническим явлениям, и его изменения отражают очень важный момент в жизни этноса. Так вот, в XI в. на территории Верхнего Понеманья у литвинов вместо каменных курганов появляются каменные могилы. Такие захоронения с указанным выше временем захоронения найдены у деревень Вензовщина ( урочище Гончариха ), Маркиняты, Подрось, Новоселки – Гродненская обл., Горавец – Минская обл. и Путилковичи Ушачского района Витебской области. Каменные могилы XII в. найдены у деревень Аноновцы, Вензовщина ( ур. Гончариха и Борок), Дворчаны, Кукли, Подрось, Пузели – Гродненской обл., Горавец, Халхолица, Жуковец – Минской обл., Волча, Ствольна, Перевоз – Витебской обл. рис.3, табл. 17. Количество таких захоронений к XIII в. становится преобладающим. “В XI – X III вв. в результате эволюции, сменяя каменные курганы широко распространились каменные могилы – сооружения грунтового вида. Зафиксированы они в Понеманье, Побужье, верховьях Ясельды ( левого притока Припяти ), по рекам Вилии, Березине ( Днепровской ), левым притокам Зап. Двины и в районе Лепельских озер. Во многих могилах каменные курганы соседствовали с каменными могилами”.[155]
То же происходит и в среде славян Понеманья и Побужья. “Анализ деталей погребального обряда и вещевых комплексов позволяет славянские курганы Верхнего Понеманья с трупосожжением датировать X – XI вв., а с трупоположением – XII – XIII вв. На севере и особенно северо-западе региона часть курганов с ингумацией относится к началу XIV в. При этом захоронения, произведенные по обоим обрядам, встречаются обычно в составе одних и тех же могильников, но соотношение их различно.”[156] Захоронения по обряду трупоположения на начальном этапе никак не связано с приходом христианства в этот регион.
Очень интересно наблюдение Ф.Д. Карского по поводу поселений белорусов: “Белорусы селятся в местностях лесистых ( по крайней мере бывших таковыми в старину ) и болотистых”. [157] Но ведь ятвяги, а затем и летописные литвины, и дреговичи предпочитали такие же местности, что было показано выше.
Таким образом, и археологические данные подтверждают гипотезу, что в XI в. в среде летописных литвинов и славян появились представители нового этноса, хоронившие своих умерших по-иному обряду.