В работе В. Вераса “У истоков исторической правды” предложена радикально иная по отношению к существующим концепция возникновения белорусского этноса и образования Великого Княжества Литовского. Для этого кроме традиционных материалов по археологии, краниологии, антропологии, этнографии, лингвистики и данных древних летописей была привлечена теория этногенеза Л. Гумилева, которая гласит, что в этом мире все рождается и все умирает. Рождается и умирает и этнос. Время жизни этноса – 1200 – 1500 лет. Каждый этнос имеет мать и отца. Белорусский этнос – это результат (“ребенок”) этнического взаимодействия летописных литвинов и днепровских балтов – (“отец”) и славянских племен – дреговичей, части кривичей, радимичей, части волынян и части мазовшан – (“мать”). Факт рождения нового этноса датируется серединой XIв. Великое Княжество Литовское является первым государством нового этноса, в начале носившего название литвинов ВКЛ, который в связи с определенными событиями сейчас называется белорусский.
В работе большое место отведено доказательству ошибки ученых в вопросе идентификации летописных литвинов, их местожительства и происхождения. Летописные литвины – это западнобалтское племя, возникшее от ятвягов, проживавших на территории современной Беларуси, Белостокского края Польши, юго-запада и юго-востока современной Литвы и будущих псковских кривичей, проходивших по названной территории на Псковскую и Новгородскую земли в 6 в. н. э. из польского Поморья. Исходя из данного исследования видно, что летописные литвины вместе с пруссами, галиндами, ятвягами и скалвами входили в одну родственную группу – западных балтов, а не восточных, как утверждают ученые, и на протяжении почти двух тысяч лет не взаимодействовали на этническом уровне с восточными балтами. (Разделение балтов на западных, восточных и приднепровских произошло в 7 в. до н. э.) Восточные балты были некомплементарны как западным балтам, так и славянам. Поэтому они не могли создать совместного государства, как с летописными литвинами, так и со славянами. История не знает таких примеров.
В предлагаемом исследовании определены возраст и “родители” иных этносов: русинов Киевской Руси, современных русских, украинцев, современных литовцев, американцев США и др. Проанализировано состояние белорусов нашего времени, как части человечества, и показана роль языка и религии в жизни любого народа с точки зрения этнического поля.
СОДЕРЖАНИЕ: