ЭТНОСЫ

Куда же подевались после образования ВКЛ так отличающиеся друг от друга в первую кривичи, дреговичи, радимичи, волыняне и мазовшане? Что произошло с летописными литвинами и днепровскими балтами?

Чтобы ответить на данные вопросы обратимся к теории этногенеза Л. Гумилева.

“Этнос, -- по Л. Гумилеву, - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа

поведения, который закономерно меняется в историческом времени, коллектив людей, существующий как энергетическая система ( структура ), противопостовляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплементарности”.[140]

“Этнос, -- продолжает он, -- коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применительно ко всем известным случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеалогия иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет. Вынести за скобки мы можем только одно – признание каждой особью: “Мы такие-то, а все прочие другие”.[141]

Вот как Л. Гумилев илюстрирует стереотипы поведения представителей различных этносов:

“Представим себе, что в трамвай входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной рассе, одинаково одетые, пообедавшие в столовой и с одной и той же газетой под мышкой. Для всех очевидно, что они не идентичны, даже за вычетом индивидуальных особенностей. “Ну и что же? – возразил мне однажды один из моих оппонетов.—Если в этом трамвае не произойдет острого национального инцендента, все четверо спокойно поедут дальше, являя собой пример людей, оторвавшихся от своих этносов”.

Нет, по нашему мнению, любое изменение ситуации вызовет у этих людей разную реакцию, даже если они будут действовать заодно. Допустим в трамвае появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать наши персонажи? Грузин, скорее всего, схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая. Немец брезгливо сморщится и начнет звать милицию. Русский скажет несколько сакраментальных слов, а татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте. Изменение ситуации, которое требует и изменения поведения, делает разницу стереотипов поведения у представителей разных этносов особенно заметной”.[142]

“Системными связями в этносе служат ощущения “своего” и “чужого”, а не сознательные отношения, как в обществе”.[143]

Этносы, как все в этом мире, рождаются и умирают. Рождаются и умирают люди, звери, растения. Время жизни человечества составляет примерно 600 тыс. человеческих лет ( в настоящее время на Земле живет пятое поколение), органическая жизнь на Земле ( биосфера по Вернадскому ) – 2,4 млн. лет. Планета Земля также имеет свою продолжительность жизни – 72 млрд. лет. Даже Абсолют умирает после своей жизни – 9 ·1028 человеческих лет и рождается новый.

Л. Гумилев определил время жизни этноса – 1200 – 1500 лет. Если до этого времени этнос не рождает новый, то со временем он умирает. Для того, чтобы этнос родился, необходимо наличие, как и для рождения ребенка, двух родителей.

“Как ни странно, эти архаические воззрения ( персона, как оснаватель этноса ) не умерли, только на место персоны в наше время пытаются поставить какое-либо древнее племя – как предка ныне существующего этноса. Но это столь же неверно. Как нет человека, у которого были бы только отец или только мать, так и нет этноса, который бы не произошел от разных предков”.[144]

При этом родители-этносы должны соответствовать определенным требованиям: положительная комплементарность, т.е. симпатия друг к другу; примерно одинаковый возраст этносов и наличие так называемого пассионарного толчка.

“Большая система может создаваться и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу ( в физическом смысле ), благодаря которой система имеет внутреннее развитие и способность сопротивляться окружению. Назовем этот эффект энергии пассионарным толчком.

Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафных регионов в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Равно благоприятствуют пусковым моментам этногенеза сочетание различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом тут является принцип разнообразия”.[145]

Развитите этноса представлено на рис. 21 в виде графика изменения пассионарного напряжения этнической системы. Как и человек, этнос за свою жизнь проживает определенные фазы, важнейшим фактором которых является наличие большего или меньшего количества энергии ( пассионарности ). Для большей наглядности будем сравнивать периоды этногенеза с соответствующими периодами жизни человека.

“Начальную точку отсчета – сам пассионарный толчок, или микромутацию – тудно датировать, так как современники ее не замечали, а связывать с космическими явлениями еще не умели. Но когда первое поколение пассионариев-мутантов начинает действовать, современникам еще не возможно заметить в их активности начало грандиозного почти полуторатысячного процесса”.[146]

Это что-то похоже на маленького ребенка. Его рождение замечают только родители, но его мнение не принимают во внимание долгое время даже они.

“Но толчок – не единственная опорная точка хронологизации этногенеза. Наиболее ярким, впечатляющим событием является момент рождения государста как новой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения. Такое явление при всем желании не может не зафиксироваться у соседей, обладающих письменной исторической традицией. С этим событием часто связано и появление нового этнонима, то есть самоназвания этноса”.[147]

К этому необходимо добавить, что новые этносы часто берут свое название от “отца”, если возникновение и рост нового этноса происходит в присутствии обоих родителей. Но часто, как дети, так и новые этносы воспитываются без одного родителя, особенно, без отца. В теории этногенеза Л. Гумилева такое положение вещей называется привнесенной пассионарностью. Тогда появляется новый этноним или берется этноним того этноса, на территории которого до рождения и взросления нового этноса проживала “мать”. Чаще всего новый этнос организует свое государство с новым названием и укладом в нем, если для этого достаточно сил и энергии

Так, на территории современной Беларуси в середине XIII столетия появилось новое государство с названием Великое Княжество Литовское. Ученые считают, что его организовали летописные литвины, завоевав территорию Городенской и Новогрудской земель. В связи с этим возникает вопрос: “Почему в середине XIII в. было организовано это государство летописными литвинами?” Ведь сами литвины в это время не были на вершине своего могущества. Многие их земли были уже колонизированы пришлыми славянами. И вообще, может ли создать новую семью с новым укладом жизни старый человек? Ведь на это время летописным литвинам было уже около семисот лет, что в переводе на человеческий возраст составляет пятидесят лет. Создать новую семью человек в таком возрасте может, конечно, но с новыми отношениями – врядли.

В новой семье этот человек будет создавать те же отношения, что и были у него в старой. Тоже относится и к этносу.

Н.М. Карамзин пишет [148]: “Сии мужественные разбойники ( литвины ) одержали победу, взяли в добычу множество коней и бежали назад в свою землю: ибо никогда не думали о завоеваниях, желая только вредить россиянам и грабить селения”. Это был 1224 год. Как же тогда по прошествии нескольких десятков лет эти же самые литвины захотели создать собственное государство и у них появилось желание завоевывать новые земли?

Из летописей известно, что летописные литвины жили в союзе родов. Каждый род назывался Литвой своего князя, например, Литва Миндовга, находившаяся между Новогрудком и Минском. Такие же образования были и в других местах Среднего Побужья и Верхнего Понеманья как видно из рис. 3, 4, на которых можно отследить скопления групп каменных курганов и могил. Во главе этого союза стояли в 1219 году при заключении мирного договора с Волынским княжеством пять старейших князей, как сообщает Ипатьевская летопись, то есть можно предположить, что вся Литва состояла из пяти удельных княжеств со старшими князьями во главе. Старшинство передовалось по наследству от отца к старшему сыну, сын передавал его следующему брату и так далее. Последний брат передавал по наследству старшинство своему старшему сыну. Но в новообразовавшемся государстве сразу же создалась иная структура руководства – единоначалие, как у славян. И второе: “Зачем использовать язык покоренного народа, как государственный?” -- Потому что не было у летописных литвинов письменности, -- можно услышать ответ. Но почему же не взять славянский алфавит и не использовать его в своем языке, как это делали и делают по сей день многие народы?

Есть и другая точка зрения, которой придерживается уважаемый автором Н.Ермалович. Жители Новогрудской земли, пригласив на княжение литовского князя Миндовга, захватили земли летописных литвинов и создали ВКЛ. Но из истории известно, что к этому времени княжества кривичей и дреговичей – Полоцкое и Пинско-Туровское были не на пике своего могущества, раздираемые междоусобицами. А ведь в Новогрудской земле проживали представители как раз этих княжеств – кривичи и дреговичи. Неужели люди, переместившись с одного места проживания в другое становятся ными: боязливцы становятся храбрецами, неуверенные в себя – уверенными, ленивые превращаются в трудяг? Тоже относится и к этносу в целом.

Представители любого этноса ведут себя так, как это соответствует его возрасту. А ведь ценности жизни как человека, так и этноса зависят от возраста. Когда тебе за пятьдесят, тебя не влекут уже ценности молодости. Тебе уже важно другое. Но самое главное в этом – что связывало представителей этих разных племен, какой мотив их объединил, если согласиться с такой точкой зрения на образование ВКЛ? Ведь чувство “свой-чужой” находится на подсознательном уровне и сознательное установление этого чувства превращает его из истинного в бутафорское и при первом же испытании уходит в небытие. А ведь жизнь показала огромную устойчивость возникшего государства.

Возможно их объединяло то, что они славяне? Но их разделение произошло около тысячи лет назад и родство за такое время на подсознательном уровне, конечно же, не сохранилось ( кривичи относятся к западным, а дреговичи – к восточным славянам ). Новый этнос из родственных племен также не может родиться по закону Природы ( Бога ). Сама Новогрудская земля, как это было показано выше не была такой могущественной, как утверждают некоторые ученые.

И еще. Если ВКЛ образовали славяне, зачем же им в названии государства этноним этноса ( Литва ), которого они завоевали? Почему в структуре построения нового государства используются различные принципы: единоначалие от славян, принцип передачи власти и достаточно большое количество прав у правинций, составляющих ВКЛ, от летописных литвинов? Почему в это время лингвистами отслеживается появление нового языка, который современные ученые назвали древнебелорусским и кто был его носителем ? – Белорусы, – ответите вы. А как они возникли?

Есть и третья точка зрения, предложенная А. Кравцевичем [149]. Летописные литвины и славяне объединились в одно государство для борьбы с Тевтонским орденом. Причем, под летописными литвинами здесь подразумевается население восточнолитовских курганов. Но в истории нет ни одного прецендента такого длительного существования государства, образованного в связи с внешней опасностью некомплементарными народами. А в нашем случае, как было показано выше, население восточнолитовских курганов ( аукштайты ) и жемайты с одной стороны и славяне с другой были некомплементарны по отношению друг к другу.

следующая глава

на оглавление

Rambler's Top100  
Hosted by uCoz