Вопрос переселенцев разных народов на территорию ВКЛ требует более тщательного расмотрения. Поэтому воспользуемся для этого результами исследований белорусской ученой Квятковской А.В. [65] и польского ученого Охманьского Е. [66]
Западнобалтское население прибывало в ВКЛ тремя волнами – прусское, бортянское и ятвяжское – в 1276 – 1283 гг. и 1422 г., а также четвертое скольвенское двухфазовое – до 1364 г. и в 1365 г.
В Занеманской Литве, на старой ятвяжской земле, есть названия прусских деревень в районе Шакяй, Козла-Руда, Вевиса, а также Капсукаса-Мариямполе. Эти поселения относятся ко времени 1422 г. Их также никак нельзя отнести к территории восточнолитовских курганов.
По данным “Slownika geografichenego”, к концу XIX в. на былой террритории ВКЛ поселений со словом “борти” было не менее 21.Они размещены главным образом на среднем Немане и нижней Вилии. От 1494 и 1503 гг. сохранились сведения о “бортянской волости”, “бортянском повете” над рекой Пелясой, а в 1493 г. упоминается “наместник бортенский”.
Переселенцы-пруссы в средневековье и позднее проживали на территории княжества очень компактно ( карта 11б, 11в ), представляли немалочисленную группу населения в составе ВКЛ и занимали достаточно высокое общественное положение. Их статус, права и обязанности зафиксированы в различных документах. Отмечены особенности языка у жителей на территории, где некогда были поселенцы-пруссы. Названия населенных пунктов, производных от этнонимов “барты” и “пруссы” на территории современной Беларуси представлены на карте 11г.
Если сравнить карты 11а и 11б, то очень хорошо видно, что возникновение новых поселений пруссов после первоначального переселения идет вглубь современной Беларуси, то есть в обратном направлении от восточнолитовских курганов. А ведь по утверждению ученых должно быть наоборот, так как в восточнолитовских землях должны были жить побратимые им литовцы. Почему же пруссы стремились вглубь славянских территорий? Все тот же ответ – некомплементарность.
В Литве ятвяжские деревни получили название “Дайнова” и “Ятвязь”. Поселений типа “Дайнова”, как установил А. Каминьский, на территории современной Летувы было 28. Все они расположены в южной Летуве, где в те времена проживали ятвяги. Далее поселения с такими названиями тянутся по территории Беларуси вплоть до Минска. Они сосредоточены главным образом между Алитусом ( видимо, пограничной крепостью рядом с д. Ятвязь ) и Вишневом. Селения типа “Ятвязь” на территории Летувы отсутствуют. Они расположены в Беларуси в основном к югу от Немана. Река Неман образовывала четкую границу между селениями Дайнова и Ятвязь. Ученый М, Любавский указывал, что переселенцы пруссы-барты почти до последнего времени ( до начала XX в. ) сохраняли особенности своего языка.[65]
На территории ВКЛ были еще одни поселенцы западных балтов – скаловы. Расположено поселение скаловов между Заболотью и Радунью. Данная территория находится недалеко от г. Лиды. Это были пленные, захваченные во время одного из литвинских походов на прусские владения немецкого ордена. В XVI – XVIII вв. засвидетельствовано наличие под Радунью скольвенского войтовства, входящего в бортянское староство.
Таким образом, западнобалтские поселения в ВКЛ, как мы видим из вышеприведенных исследований, отсутствовали на территории как восточнолитовских курганов, так и на территории Западной Аукштайтии и Жемайтии.
В Великом Княжестве были поселения и представителей иных этносов – восточнобалтских и финских. Где же они были размещены? Воспользуемся теми же исследованиями ученого Е. Охманьского.
Названия селений, которые можно соотнести с племенем селов (Селивичкиай) расположены на территории Жемайтии в районе Трокай. Поселенцы из племени земигола ( земгалы ) были размещены на территории ВКЛ в трех местах. Две местности с этим названием находятся в Жемайтии – одно в районе Скаудвиле, другое – вблизи местечка Арегала; третье – в Аукштайтии в районе Вильнюса. После восстания земгалов против крестоносцев и его поражения в 1290 г., часть земгалов переселилась в Литву. Так свидетельствует Ливонская рифмованная Хроника.
В северных областях Летувы вдоль линии Дусетос-Биржай-Йонишкис-Акмяне были поселены представители латгалов. Это подтверждают названия поселений типа “Лотва”, “Латвиай”, “Латвелиай”, “Латвагала”. Поселения типа “Латыголь” и “Латыголичи” есть и на территории Беларуси.
Существовали на территории ВКЛ и поселения финских ливов. Одно из них расположено в Жемайтии близ Кельне, а другое – в Аукштайтии около Рамигалы. Автор предполагает, что литовские походы на Ливанию имели место вначале и во второй половине XIII в.
В ВКЛ были и польские поселения. Они появились в результате многочисленных литвинских походов на польские земли, последний из которых имел место в 1376 г. И вот здесь очень интересно высказывание автора используемого нами исследования Е. Охманьского: “Следы компактных польских поселений в средневековой Летуве против ожидания крайне незначительны, зато многочисленны они в Беларуси”.[67] К сожалению, примеров польских поселений на территории Летувы автор не привел, так как их, наверно, просто не было в связи с некомплементарностью поляков, как славян, и восточных балтов, о чем прекрасно знали во времена ВКЛ. Зато топонимы “Ляховичи”, “Лядск”, “Ляховка” и “Ляхи” (рис. 8а) – несколько десятков, разбросаны по всей Западной и Центральной Беларуси. Тоже относится и еще к одному польскому племени – мазурам – “Мазуры”, Мазурки” и “Мазурщина”.
Такой же расклад имеет место и в отношении поселенцев из Великого княжества Московского. Поселения типа “Москали”, “Москавичи” и “Москалевщина” расположены только на территории Беларуси и их нет ни в Aукштайтии, ни в Жемайтии.
Таким образом, комплементарность представителей того или иного этноса уже в средние века учитывалась в ВКЛ при расселении поселенцев. Правители ВКЛ уже тогда знали правила взаимодействия разных этносов и использовали их при расселении разных народов на своей территории.
В этом же ключе можно рассмотреть и районы расселения западных балтов на территориях других этносов. Так, в Великом Новгороде существовала Прусская улица, на которой проживали выходцы западных балтов. “Прямое упоминание ее в летописи относится к 1230 г., по косвенным известиям с 1175 г. Прусская улица в Древнем Новгороде получила название от прусов – выходцев из Прусской земли, осевших в юго-западной части города. …Приток западнобалтских переселенцев был неоднократным и завершился лишь после покорения их коренных земель крестоносцами”.[68] Но кто может назвать в среде славян хотя бы одно восточнобалтское землячество? А ведь представители всех племен восточных балтов жили намного ближе к тому же Новгороду или Пскову в сравнении с племенами западных балтов. Почему же учеными не отмечены их поселения в среде славян? – Их просто не было, так как славяне и восточные балты были некомплементарными этносами.
И еще. Известно, что Аукштайтия приняла католичество в 1387 году, Жемайтия – в 1413 году. В 1405 году туровский бискуп Антоний с согласия Витовта окрестил народ в Литве в православную веру.[69] В связи с этим возникают два вопроса. Если считать, что Литва была расположена на территории современной Летувы, то почему именно туровский бискуп крестил литвинов, в то время как были более близкие епархии, например, Полоцкая?
И второй вопрос: “Куда исчез этот православный народ, крещенный в 1405
г. бискупом Антонием?” Ведь в современной Летуве все летувинцы католического
вероисповедания. Православными являются только представители национальных
меншинств – белоруссов и русских. Ведь повторного крещения во времена ВКЛ
и Речи Посполитой не отмечено ни в одном источнике. Вхождение Летувы в
Российскую империю, где главенствующей была православная вера, предполагает
обратное явление – переход из католичества в православославие, а не наоборот.
В то же время население Среднего Побужья и Верхнего Понеманья в те времена,
да и сейчас в своем большинстве, -- православные.