При раскопках археологи изучают не только обряд погребений, но и используя найденную в захоронениях или около них утварь, украшения, оружие и иные вещи, могут реконструировать и условия жизни и быта того или иного племени. Сведения летописей и хроник дают огромную информацию об этом же племени, но уже с точки зрения внешней – с точки зрения соседей племени.
Вот что пишет Генрих Латвийский о литвинах: “Подойдя к Литве, (семигалы и тевтоны) остановились ночью на отдых, а во время отдыха ( семигалы ) стали спрашивать своих богов о будущем, бросали жребий, ища милости богов, и хотели знать, распространился ли уже слух о их приходе и придут ли литвины биться с ними. Жребий выпал в том смысле, что слух распространился, а литвины готовы к бою. Ошеломленные семигалы стали звать тевтонов к отступлению, так как сильно боялись нападения литвинов... Но не могли семигалы отговорить их. Дело в том, что семигаллов было бесчисленное множество, и тевтоны рассчитывали на это, несмотря даже на то, что все было затоплено дождями и ливнями. Они смело вступили все же в Литву и, разделившись отрядами, пошли по деревням, но нашли их опустевшими: все люди с женщинами и детьми спаслись бегством. Боясь теперь надвигающейся битвы, они как можно скорее соединились вместе и стали без всякого промедления готовиться к возвращению в той же день. Узнав об этом, литовцы окружили их со всех сторон на своих быстрых конях; по своему обычаю стали носиться кругом то справа, то слева, то убегая, то догоняя, и множество людей ранили, бросая копья и дубины”.[70]
“Власть Литовская (1209 г.) до такой степени тяготила тогда надо всеми жившими в тех землях племенами, что лишь немногие решались жить в своих деревушках”.[71]
“Когда семигалы увидели, какая их (литвинов) масса, то многие оробели и, не решаясь вступить в бой, старались укрыться в безопасное место”.[72]
“Литвины, превосходящие другие народы быстротой и жестокостью”.[73]
“Бежали и русские по лесам и деревням пред лицом даже немногих литвинов, как бегут зайцы пред охотником и были ливы и лэтты кормом и пищей литвинов”.[74]
“Литвины убивали мужчин; брали их имущество, женщин и детей и скот уводили с собой”.[75]
“Трубя в длинные свои трубы, они (литвины) садились на борзых лесных коней и как лютые звери стремились на добычу… Не хотели биться стеною: рассыпаясь во все стороны, пускали стрелы издали, метали дротики, исчезали и снова являлись”.[76]
Казалось бы, как сообщает хронист, литвины, промышляя грабежом, ( что
в те времена было нормой и занимались все, у кого была сила ) должны были
быть богатым народом. Проведенные археологические исследования захоронений
говорят об обратном: так называемые восточнолитовские курганы, в которых
должны быть, по утверждению ученых, захоронены летописные литвины, и которые
являются самыми изучеными в регионе, самые бедные среди захоронений этого
ареала[77]. Как же могло такое быть?