КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ЭТНОСОВ

Еще один вопрос, который хотелось бы рассмотреть в свете очевидных неочевидностей – вопрос комплементарности этносов. Эту проблему достаточно подробно осветил в своей теории этногенеза Лев Гумилев. Поэтому мы воспользуемся этими исследованиями.

“Люди объединяются по принципу комплементарности. Комплементарность – это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплементарность.

Вне зависимости от рассового состава, от культурных связей, от уровня развития возникают какие-то моменты, которые дают возможность в одних случаях установить дружественный этнический контакт, в других – он становится нежелательным, враждебным и даже кровавым.

Англичане в Китае считались плохими колонизаторами, хотя они гораздо гуманнее, чем французы.Но французов в Китае принимали хорошо, и французские иезуиты и прочие католические миссионеры создали основную литературу по истории Китая.

Русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления. С чукчами у них, правда, не заладилось - американоидные чукчи отбили казаков и на свою землю их не пустили. Тогда русские проникли в Америку через Алеутские острова. Русские миссионеры обратили алеутов в православие. Там и сейчас алеуты православные, у них даже свой православный епископ есть. С алеутами русские сталковались, вышли на берег Америки, встретили эскимосов, с ними тоже установили полный контакт. Столкнулись синдейцами. И тут началось! Первые русские матросы, высадившиеся чтобы установить контакт с местным населением, были все индейцами убиты. И в дальнейшем тлинкитов, которые жили по побережью Тихого океана южнее Аляски, покорить не удалось, хотя территория считалась русской Америкой.

С ирландцами произошла очень странная история. Ирландцев обратил в христианство святой Патрик и миссионеры, которые пришли из Египта в V в., минуя Рим. Таким образом, ирландские кельты были обращены в христианскую веру, еще не католическую и не православную, ведь это случилось еще до раскола церкви. И потом, когда на Востоке и Западе религия развивалась, ирландцы сохраняли древние навыки египетских монахов.

Создалась европейская суперэтническая целостность, возник папизм, католическая схоластика, а ирландцев все это нисколько не трогало. Причем сказать, что они были люди серые, ничем не интересовались, -- нельзя. Они были люди культурные, они давали лучших учителей, прекрасных знатоков греческого языка, богословия, но они не входили в “Христианский мир” - западноевропейскую целостность и боролись против нее, против католицизма вплоть до конца XV в., пока их окончательно не завоевал Генрих VII Тюдор, основатель династии Тюдоров, после войны Алой и Белой розы.

А вскоре его сын Генрих VIII объявил, что Англия становится протестанской, что король создает англиканскую церковь и становится ее главой. Ирландцы, которые так долго боролись против католической церкви, казалось, должны были возликовать, но оказалось, напротив, -- они быстренько обьявили себя верными сынами католической церкви, лишь бы было у них идейное основание бороться против англичан. Это подтверждает тезис, что люди чаще борются не столько “за”, сколько “против”. Ирландцам были отвратительны англичане, а не догмы религии. Сдают когда-то богословие в школах, а потом забывают, не в том же дело, а вот что англичане – скверные люди, это каждый ирландец знает. И ирландцы сопротивлялись до XX в., да и сейчас сопротивляются. Так вот, когда ирландские католики стали попадать в Америку, то в противоположность протестантам они прекрасно уживались с индейцами. Очевидно, дело тут в каком-то внутреннем складе, а не просто в исповедании веры.

Еще один пример. С монголами русские установили контакт начиная с XII в., а вот китайцы не могли установить контакт никогда. Но с монголами не могли установить контакт и европейские католики. Следовательно, они должны были суметь установить контакт с китайцами? Но ведь так оно и есть. 30 миллионов китайских католиков насчитывалось в начале XX века. Православные миссии такого успеха не имели, и если обращали кого-нибудь, то только в Северной Маньжурии, где жили народы некитайские. Это были маньжуры. Они легко находили способы сосуществования с русскими, и в ряде мест проходила метисация с весьма положительными результатами.

В чем тут дело? Если мы примем нашу гипотезу этнического поля с определенной частотой колебаний для каждой этнической группы, то увидим, что здесь все можно объяснить”.[42]

Объяснение очень простое – одинаковые этнические поля или поля с кратной частотой вибраций, как известно из физики электромагнитных полей, резонируют, т.е. получается положительная комплементарность - симпатия, не кратные этнические поля приводят этносы к антипатии или к отрицательной комплементарности. Наличие этнического поля врядли признает современная ортодоксальная наука. Носколько примеров можно привести, когда ученые ошибались, а вернее не признавали то, что в скором времени с большим энтузиазмом начинали изучать.

“Конечно, можно игнорировать этнические симпатии или антипатии, но целесообразно ли это? Ведь здесь кроется ключ к теории этнических контактов и конфликтов, а тем самым перспективы международных коллизий”, -- продолжает Лев Гумилев.[43]

Можно привести для пояснения комплементарности этнических полей простейший пример из жизни, имея в виду древнейший принцип голографичности Вселенной “как вверху, так и внизу”: если у этноса есть этническое поле, то у человека есть его биополе. Мы встретили незнакомого нам человека, о котором ничего не знаем. Но он с первого взгляда вызывает у нас доверие, симпатию – так называемая положительная комплементарность двух людей. Или наоборот – хотя человек нам ничего и не сделал и даже еще ни одного слова не сказал, но он нам не приятен и антипатичен, хотя почему – не возможно так просто и объяснить. На лицо отрицательная комплементарность.

В нашем случае ятвяги как Сувалкии, так и Верхнего Понеманья долгое время соседствовали с жемайтами и аукштайтами, как показано из рис. 3, 4 и 5, где под названием восточнолитовские курганы необходимо понимать аукштайтские. Так вот, почти тысячелетнее проживание в близком соседстве не привело к расселению ятвягов среди аукштайтов или аукштайтов среди ятвягов. Хотя “некоторые могильники с каменными курганами расположены на территории, заселенной восточнолитовскими племенами, а отдельные каменные могилы находятся в группах совместно с курганами аукштайте”.[44] Некомплементарность этих этносов характеризовалась даже такими фактами: “Височные проволочные кольца, шейные гривны с плоскими заходящими друг за друга концами, витые гривны с конусовидными завершениями, принадлежащие к специфическим восточнолитовским украшениям (Рис. А2), встречаются в междуречьи Вилии и Мяркиса. Но все они найдены исключительно в земляных курганах (восточнолитовских) и неизвестны в каменных насыпях (ятвяжских)”.[44a] Значит, даже обмен женскими украшениями отсутствовал!

Комплементарность того же знака у аукштайтов наблюдается и по отношению к славянским племенам. На рис. 9 и 10 представлены карты расселения западнославянских племен в VI – VIII вв. и IX – XIII вв. Как видно из этих карт, за время продолжительностью около восемьсот лет, смешивания населения этих этнических групп не произошло. Расширение кривичской территории наблюдается вначале во всех направлениях, а затем в X – XI вв. – главным образом в южном и восточном. В западном направлении происходит встреча с латгалами и аукштайтами и при этом расселение славян прекращается.

Вот что пишет белорусский ученый Дучиц Л.В. [45]: “Во второй половине I и начале II тысячелетия в Летуве, как известно, довольно распространенным явлением становится обычай захоронения покойника с конем или отдельные захоронения лошадей. В восточнолитовских курганах в мужских захоронениях обычно находят оружие, умбоны от щитов, в женских – шилья, глиняные пряслицы. В курганах VI—VIII вв. на территории Восточной Летувы многочисленны находки арбалетных фибул и там, как правило, под одной насыпью несколько захоронений. Таких признаков нет на территории северо-западной Беларуси. Исключение составляют лишь несколько курганов, в которых под одной насыпью было более одного захоронения, и один курган, где найдены глиняные пряслицы. Все могильники в округе изучаемого региона (Засарайский и Швенченский районы Летувы, Поставский район Витебской области) носят восточнолитовский характер и отличны от курганов Браславского района. Следовательно, есть все основания заключить, что славянское расселение было приостановлено в западной части Браславского района.

Несмотря на соседство латгалов, на правобережье Западной Двины не обнаружено ни одного воинского браслета, аудине и других вещей, доминирующих в синхронных латгальских могильниках (Нукшинмкий, Люцинский)”.

В то же время “славянские курганные могильники в бассейне Верхнего Немана встречаются повсеместно. Исключением являются северо-западная его часть, где локализуются восточнолитовские (т.е. аукштайтские) курганы”.[46]

Те же мысли высказывает и Седов В.В: “В X – XIII вв. в Среднем Побужье и в Южной части Верхнего Понеманья наряду с каменными курганами хорошо извесны и обычные славянские курганы, насыпанные из песка или глины и не имеющие никаких каменных конструкций. Ранние из них содержат трупосожжения – X в., в XI – XIII вв. – трупоположения. Расположены они как отдельными могильниками, так и в группах совместно с каменными курганами. Эти курганы, безусловно, оставлены славянским населением”.[47]

Как видно из приведенных высказываний ученых-археологов, ятвяги Верхнего Понеманья и Среднего Побужья и славяне жили чересполосно, а в некоторых случаях в одних и тех же могильниках присутствовали захоронения как ятвягов, так и славян - положительная комплементарность. Об этом же говорит и рис. 11. К сожалению “данная территория ( Верхнее Понеманье и Среднее Побужье ) принадлежит к числу областей, наиболее слабо изученных в археологическом отношении, и отсутствие каменных курганов на отдельных участках ятвяжской гидронимической территории, по-видимому, нужно объяснить тем, что они здесь пока не выявлены. Те же участки, где когда-то производились более или менее широкие раскопочные исследования курганных насыпей, обычно дают значительное количество каменных курганов”.[48]

Еще одним подтверждением правильности выводов о некомплементарности восточных балтов по отношению к славянам и комплементарности последних к западным и днепровским балтам является рис.10а. Если регион летувинских и латышских племен объединить под названием восточных балтов, и сравнить с картами расселения славян ( рис. 1, 2,15 ), то прекрасно видно, что никакого взаимодействия на уровне этносов не наблюдается. Инфильтрация славян происходит сначала на территорию днепровских балтов, а затем – западных.

Еще одним фактором, показывающим комплементарность или некомплементарность этносов является преемственность названий городов, деревень, рек, озер и т. д. – топонимики и гидронимии. Так вот какова преемственность названий “городов русских”, помещенных в Новгородской первой летописи и датируемых его исследователями концом XIV в., вы можете судить сами: Вильно – Вильнюс, Вилькомиры – Укмерге, Кернов – Кернове, Ковно – Каунас, Моншагала – Мойшягала, Медники – Медининкай, Перелой – Перелоя, Троки Новые и Троки Старые – Трокай. Таким образом, из двенадцати названий неизменными остались только три: Гольшаны, Крево и Пуня и то только потому, что на данный момент только Пуня находится на территории Летувы, а Гольшаны и Крево – на территории Беларуси. То есть, произошло девяностопроцентное изменение названий городов, находящихся на территории современной Летувы. Но это только названия старинных городов. Изменения названий позже возникших городов и деревень никто не исследовал, хотя можно ожидать то же самое, хотя бы исходя из событий после передачи Летуве Виленского края.

“Одним из наиболее убедительных аргументов для разграничения западнобалтских и восточнобалтских групп являются названия, содержащие в себе элементы “-ape” и “-upe”. Гидронимы с “-ape” ( прусское “-аpe” – “река” ) характерны для западнобалтского мира, в то время как речные названия с “-upe” ( летувинское “-upe” – “река”, латышское – то же ) широко распространены в области расселения восточных балтов”.[49] Так вот, “среди названий с компонентом “-upe” в современной Летуве имеется много гидронимов позднего происхождения. Не удивительно в связи с этим, что только в летувинском Занеманье, где пребывание ятвяжского населения в древности бесспорно, насчитывается свыше 300!!! названий подобного типа, ( т.е. свыше 300 рек были переименованы ). Не является неожиданным большое число гидронимов с элементом “-upe” и в междуречье Вилии и Немана. Ведь в этой области в течение нескольких последних столетий население говорит на летувинскрм языке. Этому населению и принадлежат названия с “-upe”.[50]

Известно, что многие литвинские князья приглашались славянами на княженье. Это делали как в Полоцке, так и в Пскове, Смоленске, Новогрудке еще до Миндовга, урове, как было показано выше. И таких примеров история знает много. Но истории не известен ни один случай, при котором славянским князем становился жемайтский, или аукштайтский, или латгальский, или земгальский представитель, или представитель племени селов. Почему? Причина – некомплементарность славян и восточных балтов.

В продолжение этого очень интересен еще один момент. В литературе часто встречаются свидетельства о совместных походах славян, особенно полочан, и летописных литвинов.

“В сих ничтожных, однако ж кровопролитных распрях литовцы служили кривским владетелям как их подданные”.[51] Это 1159 – 1166 гг.

“Князь ( Ярослав ) властвовал благоразумно, судил справедливо, взял нужные меры для защиты границ и смирил Полочан, дерзнувших вместе с Литвою злодействовать вокруг Великих Лук”.[52] Это 1196 – 1201 гг.

“Длугош пишет, что русские князья ( Святослав Мстиславович, Георгий, Дрослав, Владимир, Константин ), победив венгров вместе с литовцами тревожили набегами области герцога Лешка”.[53]

“Король Всеволод из Герцике всегда был врагом христианского рода, а более всего латинян. Он был женат на дочери одного из наиболее могущественных литовцев и, будучи, как зять его для них почти своим, связанный с ними сверх того и дружбой, часто предводительствовал их войсками, обеспечивал им переправу через Двину и снабжал их съестными припасами, шли ли они на Руссию, Ливонию или Эстонию”.[54]

“И понравился королю полоцкому Владимиру замысел вероломных, так как он всегда стремился разорить ливонскую церковь, и послал он в Руссию и Литву и созвал большое войско из русских и литовцев”.[55]

“Придоша Литва с Полочаны к Смоленьску и взяша Воищину на щит”.[56]

“…идоша новгородци съ Святославом к Кеси, того же и Литва приидоша в помочъ; и много воеваша…”[57] Это было около 1222 г.

Почему нет никаких сведений о таких же походах со славянами аукштайтов, жемайтов, селов, латтгалов, земгалов, то есть представителей восточных балтов? Ответ напрашивается тот же – некомплементарность.

В связи с этим вопросом хотелось бы еще раз остановиться на слове “литва”. Если бы слово “литва” было восточнобалтского происхождения, то на территории современной Беларуси оно и другие топонимы, возникшие от слова “Литва”, не осталось бы до наших дней, так как были бы изменены, как изменены вышеприведенные названия городов и рек на территории современной Летувы из-за некомплементарности населения, проживающего на этих территориях.

Одним словом, приход летувинского населения на территорию, на которой раньше проживали ятвяги, а затем население ВКЛ всегда приводит к переименованию названий городов, рек и т. п., что еще раз подтверждает отрицательную комплементарность аукштайтов и жемайтов по отношению к славянам и ятвягам. Самое же прискорбное то, что даже имена собственные – имена литовских князей – изменяются, хотя древние летописи, как известно, точно передают звучание имен собственных: Миндовг – Миндаугас, Войшелк – Войшелкас, Ольгерд – Ольгердас, Гедимин – Гедиминас и т. д. Парадоксально читать научные работы, где ученый использует имена литвинских князей в собственной транскрипции (Миндаугас, Войшелкас и др.), тут же приводит выдержки из летописей с именами Миндовг, Войшелк и др. Но что самое страшное – российские ученые, а за ними и некоторые белорусские, соглашаются с этим и используют летувинскую транскрипцию.

Таким образом, и славяне, и ятвяги не взаимодействовали на уровне этносов с аукштайтами – отрицательная комплементарность. Тогда как, если считать, что восточнолитовские курганы принадлежали летописным литвинам, литвины и славяне могли жить в мире и согласии в ВКЛ, когда археология показывает факты их антипатии друг к другу? Как в государстве язык некомплементарного, покоренного, по теории многих ученых, народа, т.е. древнебелорусский, становится государственным?

Как такой гордый народ как ятвяги, проживавшие на территории современной Беларуси, подчиняются восточным балтам без всякого сопротивления? В то же время те же ятвяги, но жившие на территории современной Польши более полусотни лет борются за свою независимость с Тевтонским орденом.

История знает случаи нахождения в одном государстве двух некомплементарных этносов. Их взаимодействие сводится к двум вариантам. Если этносы более или менее молодые и сильные, то на протяжении длительного времени идет борьба. Это часть современной Ирландии в составе Великобритании, Чечня в составе России, баски в Испании. Второй вариант – если один из этносов старый и не имеет сил для сопротивления против оккупации другого, то он потихоньку умирает. Например, ханты и манси, о которых уже никто и не вспоминает, чукчи в России, представители которых стали анекдотическими персонажами, хотя вначале русской экспансии боролись за свою независимость; индейцы США или аборигены Австралии, живущие в резервациях. Иных взаимодействий некомплементарных этносов история не знает.
 


следующая глава

на оглавление

Rambler's Top100  
Hosted by uCoz