Подтверждением того, что летописные литвины и ятвяги были близкими племенами, являются свидетельства некоторых летописей и хроник.
Вот что пишет по этому поводу Татищев В. Н.: “Прусский язык всячески был сходен с литовским, куронским и летским, посему пристанет на то, что народ того же рода был”.
“Куроны так, как и литвины, к Прусскому королевству принадлежали”.[58]
“Ятвяжи, ятвяги, язиги единое есть, народ сарматский, весьма жестокосердный и военный, с Литвою един язык имели”.[59]
“Того же року ( 1224 ) ятвяги, п о б р а т и м о в е литовские забравши войско...” – сообщает Стрийковский.[60]
“Было ... одно место, называемое Ромов, ведущее название от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники ( пруссы ), но и литвины и ливы”.[61]
“Каждая “прусская земля”, согласно К.Фойгту, с течением времени стала иметь своего проживавшего в Ромове Криве-Кривайтиса. Подобные жрецы упоминаются источниками у ятвягов и л и т о в ц е в”, -- сообщается в [62].
Какими же побратимами могут выступать два разных народа - ятвяги и литвины, если исходить с точки зрения официальной науки, что Литва относилась к восточным балтам? Какими побратимами могут быть этносы с отрицательным знаком комплементарности? Это похоже на двух людей, которые несимпатичны друг к другу, но при этом любят один одного. Но ведь два прямо противоположных чувства не могут существовать в человеке в одно и то же время. Ведь это подсознательные явления и сознательно человеком, а тем более этносом, пока не управляются.
Очень интересными в этом отношении являются свидетельства Петра из Дусбурга по поводу переселения населения западнобалтских племен после захвата их территорий Тевтонским орденом:
Надровы ( племя пруссов ), разбитые Орденом ( некоторые, немногие ) ушли в “землю Литвы”.
“В тот же год, осенью, братья снова с оружием в руках вторглись в вышеуказанную землю Погезании ( в Пруссии ) и, снова опустошив ее огнем и мечом взяв в плен и убив всех, кроме немногих, ушедших с челядью своей в Литву, в волость Гарты ( сегодняшнее Гродно ), обратили ее в пустыню”.
“Жители замка Кименов убив проводника своего, другой дорогой отправились в землю Литвы”.
“Скурдо, вождь другой части Судовии, презирая истинную веру, со своими людьми отправился в землю Литвы”.[63]
Могли ли переселяться западные балты к народу, с которым не наладили тесных контактов на протяжении тысячи лет? – Нет, конечно. Они переселялись к побратимам, братьям, т.е. близким по духу людям. Такими могли быть олько ятвяги Верхнего Понеманья и Среднего Побужья, которых летописец называет литвинами.
Второй момент – Петр из Дусбурга указывает, что землями Литвы была волость
Гарты ( Гродна ), куда стремились переселиться западные балты, а не ареал
местонахождения так называемых восточнолитовских курганов. Это подтверждает
и Ипатьевская летопись: “В 1276 г. посем же придоша Пруси ко Троиденеви
из своеи земли пред неволею Немци. Он же принял к собе и посади часть их
в Городне а часть их посади во у Слониме”.[64] Проведенные Квятковской
А.В. исследования [65] показывают, что переселенцы из Пруссии были поселены
в двух пунктах – в Городне ( ныне деревня в Вороновском районе Гродненской
обл. ) и в Слониме ( карта 11а ). Но ведь это же территория не восточнолитовских
курганов! И если окрестности Городни можно с большой натяжкой все же попробовать
связать с ареалом так называемых восточнолитовских захоронений, то окрестности
Слонима – никак. Значит, ни хронист, ни летописец не указывают на расположение
Литвы на территории восточнолитовских курганов. Если сравнить рис. 11а
и 4, то отчетливо видно, куда были поселены пруссы: это как раз месторасположения
скоплений могильников с каменными курганами и каменными могилами в верховьи
Котры и среднем течении Щары, т.е. территория понеманских ятвягов.